Петрозаводск стал номером 1 в реестре муниципальных образований РФ
Глава самоуправления Петрозаводска, которым был 20 лет назад Андрей Демин, собрал журналистов на плановую пресс-конференцию. Во-первых, мэр сообщил, что отныне Петрозаводск — город №1 в Российской Федерации. Именно такой порядковый номер получила столица Карелии в реестре муниципальных образований России, который составляли в те годы. «Мы достаточно рано подали заявку, а кроме того хорошо известны своим опытом работы местного самоуправления», - объяснили в мэрии.
Что касается текущих дел, то, по мнению Андрея Демина, республиканские министерства вели себя по отношению к городу довольно предвзято. Минфин, при составлении проекта бюджета на 1999 год, продолжил порочную практику изъятия денег из городов-доноров. А министерство соцзащиты и Пенсионный фонд почему-то расплачивались с петрозаводскими пенсионерами в последнюю очередь. Жалобы мэра имели такую предысторию: на выборах весной 1998 года команда Сергея Катанандова, пришедшая к власти в республики, поддерживала другого кандидата на выборах. Кстати, сам Катананов, будучи мэром Петрозаводска, не раз страдал оттого, что республиканское правительство во главе с Виктором Степановым, забирает огромную часть доходов в казну Карелии. Он даже пошел на открытую конфронтацию по этому вопросу, журналисты писали о фиге, показанной при всех.
Что касается повышения платы за коммунальные услуги, которое ввел новый мэр Демин, то, по его мнению, это непопулярное решение сразу позволило развязать многие финансовые узлы: «Мы за счет этого рассчитались с газовиками полностью. Мы заплатили 300 тысяч живых денег заводу «Авангард», это те деньги, которые пошли на заработную плату. Мы рассчитались полностью по 1998 году, имеется в виду предприятие Тепловых сетей и Водоканал, с Пенсионным фондом. Только за январь на 560 тысяч рублей мы дополнительно заплатили в Пенсионный фонд. Мы заплатили подоходный налог».
Впрочем, под словом «мы» нужно понимать не отличную команду мэрии, а всех жителей Петрозаводск, за чей счет это произошло. Кстати, специалисты Региональной энергетической комиссии продолжали проверку обоснованности новых тарифов. Итоги собрались подвести в феврале, и если выяснится, что граждане платят все таки слишком много, мэрия заранее была согласна тарифы снизить.
В 1995 году Государственной думой был принят закон о погребении, который гарантировал гражданам необходимый перечень услуг при захоронении. Мрачный закон имел не менее мрачные причины — уже тогда появились так называемые «отказники». Впрочем, федеральный закон первоначально появлялся, как самая обыкновенная законодательная мера в таком грустном, но тем не менее житейском деле, как похоронное. И уже потом многие пришли к выводу, что появился он не в пример другим законодательным актам в нужное время. Кто же знал, что уже через три года народ настолько обнищает, что не сможет проводить в последний путь упокоившихся близких и родных. Главный инженер Муниципального предприятия «Мемориал» К.П.Симин пояснил: «Если эти случаи были раньше крайне редки, то в настоящий момент в связи с тяжелым материальным положением в стране отказников становится больше. Люди не имеют такого финансового положения, чтобы достойно проводить человека в последний путь». Прискорбно то, что в компанию отказников попадали люди, имевшие родственников, которые не имели денег на похороны. А ранее отказниками считались бомжи и неизвестные личности. Когда закон о государственном погребальном пособии еще не родился, бывали случаи, когда отказники лежали в моргах по нескольку месяцев. Так как по всем человеческим законам тело покойного, каким бы он ни был, должно быть предано земле, государство предусмотрело выплату социальных пособий в размере 10 минимальных оплат труда на необходимый для каждого гражданина перечень похоронных услуг.
При этом Государственная дума не стала задумываться над тем, что страна большая, и похороны везде разные. Заместитель министра социальной защиты РК В.И.Фомичев сетовал: «На всей России действовал один — то есть в Краснодаре 10 минималок и на Таймыре столько же». А цены и погодные условия везде разные. На челобитные в центральное правительство по этому вопросу ушел еще один год. Но в результате к закону вышло дополнение. И с 1 января 1998 погребальное государственное пособие высчитывали с учетом наших северных коэффициентов. Эта маленькая победа покойных выражалась в 1999 году в сумме 558 рублей. «Но, чтобы провести похороны на нормальном уровне, этого, конечно, мало. То есть нормальные похороны — это где-то полторы тысячи рублей. С венками, со всеми необходимыми ритуальными принадлежностями», - отметили сотрудники «Мемориала».
На социальное пособие право имели не все. Согласно федеральному закону, существовал порядок получения родственниками покойного денег на похороны. Источник средств определялся статусом усопшего. Так, например, на погребение пенсионера пособие в размере 960 рублей выплачивали органы, в которых покойный получал раньше пенсию. Родственники работающего гражданина после его смерти были вправе требовать эту же сумму с его предприятия. И последнее по закону было обязано его оплатить. Ну и третья категория граждан — это безработные, бомжи, отказники, а также мертворожденные и переселенцы, которые еще не пенсионеры, но поработать здесь еще не успели.
В этом последнем случае государственное пособие выплачивали органы соцзащиты. Но как бы то ни было, все, что сверх этой суммы, - шло от предприятий и родственников. В перечень услуг на 960 рублей входили документы, гроб, перевоз тела к месту погребения. Все это делала специализированная служба. А так как у нас таковой не было, ее функции взяло на себя общество «Мемориал», чьи услуги тоже подорожали. Но в любом случае примитивный гроб и участок 2х2,5 метра — это самая стабильная и едва ли не последняя государственная гарантия, на которую пока еще можно рассчитывать.
Таким было 31 января ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.