16 августа 2021, 08:00

Перспектива платного высшего образования не обрадовала даже министра

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 16 августа в 2001 году

В министерстве образования Карелии ровно 20 лет назад активно готовились к предстоящему заседанию Госсовета. На нем Президент страны должен был выслушать доклад Сергея Катанандова о перспективах развития образования России. Вообще-то, реформирование образования в стране длилось уже около десяти лет. Началось оно с появления продвинутых учебных заведений (гимназий и лицеев), новых образовательных программ, прочих новшеств. В 1992 году был принят Закон об образовании, который, если и действовал, то в основном негативно, утверждали специалисты. Например, тщательно исполнялась Девятая статья, позволявшая отчислять из школы учащихся, достигших 15 лет.

«Норма закона сыграла очень негативную роль, - говорила и министр образования Карелии Галина Разбивная. – Сегодня по официальным данным, у нас 70 тысяч школьников в России не посещают в школьном возрасте школу, в том числе отчислены. А по данным МВД – два миллиона не посещают школу из 37 миллионов детей школьного возраста».

Но в целом Галина Разбивная считала, что существующий закон был составлен достаточно грамотно. И главная реформа должна быть связана с компетентным выполнением этого закона, а не с придумыванием новых документов.

«Мы придумываем новые и новые документы, которые пугают народ. И называется это пугало – реформа образования», - обрушилась с критикой на коллег Разбивная. На заседании Госсовета председатель правительства Карелии собирался поднимать такие проблемы, как доступность, качество образования, использование его ресурсов, возвращение ответственности государства перед образованием. Прийти к общему знаменателю, по мнению Галины Разбивной, будет достаточно сложно. Поскольку из своих кабинетов московские чиновники смотрят на образование совсем иными глазами. «Например, министерство образования России больше волнует сегодня профессор университета, высшее образование. Как-то по поводу сельской школы принимается, я бы сказала, резкое движение – реструктуризация».

А делать этого, по мнению Разбивной, было нельзя. Ведь в те годы сельская школа порой была единственным центром занятости в деревне. По поводу же высшего образования министр сказала, что в течение следующих десяти лет оно станет полностью платным. Государство намерено вкладывать деньги не в учреждения, а в учащихся, которые эти деньги должны будут вернуть в последующем. «Вам дается кредит, в счет которого вы учитесь. Но! В зависимости от вашего финансового положения вы этот кредит потом будете полностью выплачивать, получив высшее образование, во взрослой жизни, или частично. Или будете полностью учиться за счет государства».

Ожидалось, что после заседания Госсовета появится указ Президента – и учителям жить станет лучше, жить станет веселей. И зарплата повысится в два-три раза. Обещали, что это будет уже к концу года.

В Национальном театре полным ходом шел затянувшийся на годы ремонт. Большая сцена была не готова. Тем не менее, зрителей в начале сезона ждал сюрприз, который готовил художественный руководитель и директор театра Арвид Зеланд. На сцене соседа – Музыкального театра вовсю шли репетиции легендарного мюзикла «Вестсайдская история» Бернстайна. Музыкальная общественность города была заинтригована. Всем хотелось увидеть на родной сцене мировой шедевр. Арвид Зеланд, впрочем, развеял иллюзии: «Я хочу сразу сказать, что мы не ставим мюзикл «Вестсайдская история». Мы берем материал, замечательный, огромный, колоссальный, неподъемный, как основу для учебной работы драматического артиста».

Это была уже вторая дипломная работа выпускников четвертого курса актерской студии театра. Первой работой стал спектакль «Нискавуори», в которой юным артистам удалось проявить. Взяв материал Бернстайна, Арвид Зеланд сознательно завысил планку. Для выпускной работы он выбрал сложнейший материал, который позволил будущим звездам карельской сцены приобрести бесценный опыт. В этом спектакле им пришлось драться, танцевать и петь. Какими силами достигается этот динамизм?

«Упорным трудом, кровью и потом», - ответил Арвид Зеланд. Любители театра желали, чтобы дипломный спектакль выпускников театрального курса консерватории обернулся настоящей творческой удачей. Волновались все – и сам Арвид Зеланд тоже, ведь этот курс можно было назвать его смелым педагогическим дебютом.

Таким было 16 августа ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности. (фото mgppu.ru)