Качественные, хоть и не современные суда Карелии, засветились в Питере
Представители завода «Авангард» ровно 20 лет назад вернулись с международной выставки «Нева-2001», где 33 страны мира выставляли образцы судостроительной техники и судов различного класса. Прославленный в прошлом завод повез в Питер свою продукцию 15-летней давности, которая, как ни странно, вызвала интерес не только у отечественных, но и зарубежных покупателей. Об участии «Авангарда» можно было сказать так: «нам впору жить воспоминаньями». Последний раз завод участвовал в подобной выставке в самом начале 90-х годов. За прошедшее с той поры время экспонаты предприятия изменились мало – разве что морально устарели.
«Как ни странно, до сих пор вызывает интерес одно из известных изделий завода, с которых когда-то начиналась история этого предприятия – это малый промысловый бот проекта «Кола», так называемый РБ. Как ни странно, о нем помнят! Помнят о высоком качестве этого изделия», - рассказал Александр Павленко, специалист отдела маркетинга завода «Авангард».
Рыболовный траулер «Laukuva», производство которого было начато в 1984 году, тоже вызывал интерес у потенциальных заказчиков. Но был риск, что они так и останутся потенциальными. Отечественным рыбакам суда были нужны, но денег на них не было, приходилось обходиться старыми, отправляя их в ремонт. Клиентам из-за рубежа покупать траулеры «Laukuva» тоже было накладно. Правда, на выставке траулером все же заинтересовались рыбаки из Марокко. Яхта «Мурена» тоже привлекла к себе внимание. Но и это судно было необходимо «осовременить». Александр Павленко считал: «Если предприятие сможет найти некие ресурсы, то есть надежда, что эта яхта сможет успешно конкурировать с судами аналогичного класса».
Кроме того, руководители завода надеялись, что благодаря выставке смогут восстановить связи с Минобороны России, и в 2002 году на предприятии начнут ремонтировать противоминные тральщики. А значит, у рабочих на полтора-два года появится работа и зарплата. И если дела пойдут в гору, то на «Авангарде» обещали возобновить строительство малого рыболовного флота при финансировании питерского банка «Капитал». Пока же уникальные производственные мощности завода простаивали, в полупустых цехах едва теплилась жизнь.
Жаль, что финны не интересовались плавсредствами, которые могли строить в Карелии. В Петрозаводске тогда как раз побывала делегация Северной Карелии (Финляндия). Гости посетили министерства внешних связей и экономики, а также Торгово-промышленную палату. Иметь общую границу с Финляндией для Карелии не менее выгодно, чем обладать огромными лесными массивами. Однако, по мнению участников встречи, экономические возможности соседства двух стран использовались далеко не полностью.
В 2001 году Финляндия даже не являлась наиболее крупным инвестором на территории Карелии. Более того – доля финского участия в экономике республики постоянно сокращалась. Такая ситуация не устраивала обе стороны. Тем более, что сотрудничество выгодно не только для Карелии, но и для Финляндии. А чтобы это сотрудничество развивалось, необходимо вкладывать больше средств в строительство дорог, гостиниц и пропускных пунктов на границе.
«Если есть возможность для немцев, средне-европейцев пересекать границу в Северной Карелии, например, посмотреть Валаам, Соловки и Кижи, то сотни тысяч людей поедут ради этого не только в Северную Карелию, но и в нашу Республику Карелия», - отметил министр внешних связей РК Валерий Шлямин. В тот период МВС Карелии вело переговоры в московском МИДе об открытии консульских пунктов в нескольких приграничных городах республики. Кроме того, в начале ноября в российском министерстве путей сообщения собрались обсуждать вопрос о запуске долгожданного железнодорожного маршрута «Петрозаводск-Йоэнсуу-Петрозаводск». Похоже, постепенно проект «Еврорегион Карелия» начинал приобретать все более реальные очертания.
Таким было 9 октября ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.