Власть решила запустить поезд между Петрозаводском и Йоэнсуу

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 27 июля в 1999 году.

Власти республики летом 1999 года сообщили о том, что с 1 августа откроется прямое железнодорожное сообщение между Петрозаводском и Йоэнсуу. Такая новость прозвучала впервые в истории Карелии. Состав собирались пускать три раза в неделю. Эта тема стала одной из обсуждаемых на совещании в правительстве с участием железнодорожников. 

Совещание у первого вице-премьера карельского правительства Виктора Маслякова имело целью с помощью представителей всех заинтересованных сторон подготовить документы к ожидаемому на следующей неделе приезду министра путей сообщения России. В частности речь шла о соглашении между правительством Карелии и МПС РФ о работе Октябрьской железной дороги. 

То, как выполнялось предыдущие соглашение, по мнению заместителя начальника ЖД Владимира Белозерова, создавало хороший задел на будущее: 

В частности, полная компенсация убытков от пригородных перевозок. Участие Республики Карелия в инвестиционных программах железной дороги посредством формирования экономических условий, благоприятных для дороги, в частности за счет энергетического тарифа и так далее. То есть завершение электрификации, в первую очередь на направлении Идель-Сегежа. Ну и поддержка градообразующих мощных предприятий Карелии, завода «Авангард», в частности.

Железнодорожники подтвердили, что и впредь будут размещать заказы на ремонт вагонов на этом предприятии Карелии. 

Обсуждался вопрос и об открытии регулярного пассажирского сообщения Петрозаводск-Вяртсиля-Ниирала-Йоэнсуу. Состав из четырех вагонов (одного СВ, двух купейных и буфета) планировали пускать три раза в неделю. По предварительным прикидкам, за год границу на нем должны были пересечь 15-20 тысяч человек. 

Собирались потратить почти 65 миллионов рублей на реконструкцию вокзала, платформ, оборудования линии связи, пограничных и таможенных служб, приобретение оборудования новых стрелок, фонарей и новых вагонов. В качестве инвесторов предполагалось привлечь Европейский банк реконструкции и развития, российские банки, железные дороги Финляндии и России, а также правительство Карелии. 

Ждали, что первый состав в Йоэнсуу торжественно отправится в путь из Петрозаводска 1 августа, увозя с собой членов правительства, представителей мэрии города, бизнесменов, журналистов и прочую официальную публику. В дальнейшем же планировали, что этим маршрутом будут активно пользоваться туристы и предприниматели. Но даже приблизительную цену за билет не назвали.

Мэр города, которым 20 лет назад был Андрей Демин, в плановом порядке объезжал школы и другие учебные заведения, проверяя готовность к 1 сентября. Было запланировано два важных мероприятия. Это сдача школ к новому учебному году и сдача Дворца творчества детей и юношества к 10 сентября. 

Что касается школ, то по результату проверки Андрей Юрьевич отметил, что ремонтные работы ведутся во всех школах: 

Сегодня во всех школах идут работы. Что касается косметического ремонта помещений, он подходит к концу. То, что касается вне стен зданий, то есть ремонт крыш и фасадов, эта работа идет и она по плану будет завершена к концу августа. Тогда я снова объеду все здания, посмотрю, что сделано. 

На ремонт школ было выделено порядка 4 миллионов рублей. По словам мэра, этого было мало. К финансированию активно привлекались муниципальные предприятия. Ведь, как мы уже писали, состояние кровли почти во всех школах требовало пристального внимания властей. 

А вот с Дворцом творчества дела обстоят куда сложнее. Тут предстояло сделать еще много: перекрытия крыши, ремонт площадки перед зданием, реставрация сцены. Во-первых, с 16 по 17 сентября во Дворце должна была пройти конференция Совета Европы по борьбе с преступностью. А во-вторых, в 2000 году собирались провести соревнования по гимнастике, где обещали присутствовать Президент Федерации гимнастики России, Олимпийские чемпионы и чемпионы мира. 

Поэтому никаких доводы мэр не принимал. И отметил в жесткой форме, что работа должна быть выполнена в срок и качественно.

В лесах Карелии жарким летом 1999 года то и дело вспыхивали пожары. Не обошли они стороной и поселок Птицефабрики, который находится в городской черте. В вечернее время поселок окутывала дымовая завеса вперемешку с неприятным запахом. 

По словам местных жителей, звонки в городскую и республиканскую СЭС и Комитет по чрезвычайным ситуациям ни к чему не привели. Глава самоуправления города тоже не откликнулся. Жительница Птицефабрики В.С.Смородина была возмущена: 

Наш мэр Петрозаводска или не хочет прислушаться к нам, или не желает, я не знаю! 

Только после звонка на регулярно проводимую «прямую линию» жителям пришло письмо, уведомляющее в том, что пожар на свалке ликвидирован. Однако, тление мусора продолжалось. Из-за вредного дыма страдали люди, а у детей к вечеру появлялась головная боль и рвота. 

Хотя, как утверждает СЭС, никакой заболеваемости воздуха у нас нету, но по тому, что говорят врачи города, у нас будет эта заболеваемость. Если не хотят прислушаться к нашему мнению, пусть пожалеют наших детей, 

- взывали жители района. 

Чтобы воочию убедиться в сказанном, журналисты отправились на городскую свалку. Но туда не так-то легко было попасть. Вразумительного ответа на вопрос «почему говорит свалка?», журналисты так и не получили, никто отвечать на вопросы и сопровождать на свалку не собирался. Пожелавший остаться неизвестным работник в качестве довода представил должностную инструкцию, в которой тоже не обнаружилось ответов на интересующие вопросы.

Таким было 27 июля ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности смотрите здесь.