Грандиозный проект был согласован в Карелии с московскими подрядчиками

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 4 июня в 2001 году

Скоро основным видом топлива в Карелии станет природный газ. Мы слышали эту фразу ровно 20 лет назад и старались верить. По крайней мере надеялись, что договор о строительстве газопровода Петрозаводск-Кондопога будет реализован до конца 2002 года, это нам обещали тогда власти. Тогда главной российской новостью стал уход «главного газовика страны» Рэма Вяхирева (на посту председателя правления ОАО «Газпром» его сменил Алексей Миллер). От камня, брошенного в Москве, круги разошлись по регионам. От естественного монополиста зависело наше теплое существование в холодное время года. До последнего времени отношения Карелии и «Газпрома» были, мягко говоря, неоднозначные.

«Внешне дружба «не разлей вода». Ну а потом оказывается на деле — ноль. То есть практической, конкретной помощи не получается», - сказал генеральный директор «Карелтрансгаза» Владимир Лай.

Тогда в Карелии в той или иной стадии завершенности находилось несколько проектов по доставке природного газа. Основной — газопровод Петрозаводск-Кондопога. Еще пятого ноября 1999 года на полях совхоза имени Зайцева заложили первую трубу.

«С тех пор почти два года мы топчемся на месте в общем-то», - отметил Лай.

В 2000 году с большим трудом в «Газпроме» заключили соглашение, нежно именуемое «договор простого товарищества». Причем, впервые в российской истории: «На Карелии как бы тренировались, будем так говорить. Долго мы его проталкивали, наверное, месяца четыре-пять. 2 июня он завизирован, подписан был в Газпроме». Четыре инвестора — сам «Газпром», его стопроцентное дочернее предприятие «Лентрансгаз», правительство Карелии и АО «Кондопога» участвовали на паритетных началах в реализации программы газификации второго по величине города республики. На совещании главных людей этих организаций, наконец-то был утвержден последний отсчет.

«Договорились, что в этом году вложит Лентрансгаз 70 миллионов, правительство Карелии вместе с Кондопогой вложат еще 70 миллионов, итого — 140. И в этом году построят, сдадут и введут в эксплуатацию 26 километров трубы, начиная от нуля в Петрозаводске и в направлении Кондопоги. Всего трасса 63 километра»,

- рассказал Владимир Лай.

70 миллионов рублей со стороны Карелии — это в основном деньги АО «Кондопога», заказчик и подрядчик — газпромовские. В 2002 году к началу отопительного сезона они обещали сдать газопровод в эксплуатацию. Завершение проекта мало того что должно было существенно снизить себестоимость кондопожской бумаги, но и позволить кондопожанам спокойно коротать длинные зимние вечера у постоянно горячей батареи. Немаловажно для кондопожан было и то, что сжиженный газ считается одним из самых дешевых видов топлива.

В современной России профессия водителя-дальнобойщика была одной из самых опасных. Междугородные автоперевозки являются объектом пристального внимания криминала — это было особенно видно в 90-е годы, в начале нулевых. Именно поэтому регулярно по всей стране проводили операцию под кодовым названием «Трасса». Водители-дальнобойщики часто становились жертвами преступлений. Но на карельских дорогах в 2000 году было зарегистрировано 22 таких преступления. За время проведения последней операции «Трасса» всего за несколько дней в Карелии сумели раскрыть 172 преступления, из них 38 краж и 4 разбоя. Почувствуйте разницу! Но и силы на эту операцию были задействованы немалые.

«Было задействовано 1300 сотрудников, - признался Юрий Сырков, старший оперуполномоченный УУР МВД РК. - В том числе из уголовного розыска 227, из ГИБДД 928, 27 сотрудников ОМОНа. Также было задействовано 160 единиц автотранспорта».

За эти дни было спасено только материальных ценностей на сто две тысячи рублей. Также изымали незаконное огнестрельное и холодное оружие. Такие операции российская милиция старалась проводить ежеквартально. Улов был богатый, было за что биться.

«Мы выбираем какой-нибудь район, где более-менее обстановка нестабильная, - рассказал подробности Юрий Сырков, - И в течение двух-трех дней отрабатываем трассу. Работаем с водителями-дальнобойщиками в основном, потому что в отношении них совершаются преступления». В основном дальнобойщики страдали даже не от разбоев, а от банальных краж:

«Например, водитель лег отдохнуть, поспать, утром просыпается, а у него открыта фура и пропали продукты питания. В основном так. Но и разбои есть, в этом году совершено два разбоя. Пока они не раскрыты». Но Карелия среди водителей, что приятно, считалась оазисом спокойствия. Даже не смотря на эти цифры совершаемых на дорогах республики преступлений. Водители признавались милиционерам, что когда они в пути, то стараются как можно скорее проехать Ленобласть, чтобы побыстрее добраться до Карелии, которую считали самым спокойным регионом. У нас они расслаблялись и ехали практически спокойно.

Таким было 4 июня ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 2001 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.