19 декабря 2014, 11:34

Юрий Савельев: «15 миллиардов — это очень неплохие объемы федерального финансирования»

Юрий Савельев: «15 миллиардов — это очень неплохие объемы федерального финансирования»

В Карелии принята федеральная целевая программа развития. На этот документ руководство республики возлагало большие надежды. 17 декабря в Петрозаводске состоялось заседание госкомиссии по подготовке к 100-летию Карелии. На этой встрече секретарь Совета безопасности Николай Патрушев сообщил, что объем финансирования целевой программы по развитию региона до 2020 года составит 15 миллиардов рублей. Следом за радостью от принятия долгожданной программы пришла печаль. Как заявил министр экономического развития республики Валентин Чмиль, Карелия рассчитывала на сумму большую, нежели 15 миллиардов рублей.

Станет ли федеральная целевая программа спасением для карельской экономики? 15 миллиардов рублей — это много или мало? Что думают о принятии программы развития Карелии экономисты? Мы побеседовали с директором Института экономики КарНЦ РАН Юрием Савельевым.


Юрий Савельев, директор Института экономики КарНЦ РАН:

Ну вообще это хорошо, что наконец-то решение принято. Потому что мы все очень долгое время находились в таком подвешенном состоянии: то будет принята, то не будет. Возникали какие-то рабочие моменты с согласованием этой программы. Но, наконец, она все согласования прошла, принята, конечно, не в том объеме, в котором изначально ожидали. Но, тем не менее, учитывая внешние неблагоприятные экономические и политические условия, в которых находится страна, в принципе, 15 миллиардов — это очень неплохие объемы федерального финансирования, которые в эту программу заложены.

Программа принята не в том объеме, как нам бы хотелось. Помните, как колебались цифры финансирования, когда готовилась федеральная целевая программа?

По мере разработки концепции федеральной целевой программы, ее согласования, назывались совершенно разные суммы. Первоначально, когда рассматривались все проекты, которые первоначально были туда включены, объем финансирования был порядка 600 миллиардов. Потом, естественно, эти проекты начали согласовываться. Какие-то уходили, какие-то объединялись. Какие-то не соответствовали приоритетам расходов федерального бюджета и так далее. В результате, эта сумма постоянно уточнялась. И я не исключаю, что, может быть, в процессе разработки самой федеральной целевой программы — а сейчас утверждена только концепция федеральной целевой программы — эта сумма еще больше будет уточняться.

Если говорить по объемам финансирования, то много это или мало- 15 миллиардов?


Ну, естественно, по сравнению с теми цифрами, которые первоначально назывались, она в разы меньше. Но надо понимать, что в любую федеральную целевую программу заложены средства только федерального софинансирования проектов. Как правило, это средства в объеме порядка 20-30% от общего объема средств, которые планируется привлечь под реализацию федеральной целевой программы. Кроме федеральных средств, естественно, должны использоваться средства бюджета республики Карелия, но основная масса средств — это все-таки привлеченные средства. Сейчас вот эти показатели достаточно неплохие для республики. Тем более, если они на практике выполнятся.

Как Глава республики Карелия говорит, объем внебюджетных инвестиций, которые планируется привлечь, превышает 120 миллиардов, то есть в результате, получается общий объем порядка 135 миллиардов. Это в принципе неплохой объем для федеральной целевой программы. Тем более, если сравнить с другими регионами. Например, общий объем финансирования ФЦП развития Калининградской области в свое время до 2020 года был утвержден в объеме 360 миллиардов, то есть в превышающем. Объем ФЦП развития Чеченской республики был, если я не ошибаюсь, порядка 80 миллиардов. Республики Ингушетия — порядка 40 миллиардов. То есть республика Карелия здесь в этом плане со своими 135 миллиардами в принципе неплохую позицию занимает.

Реально ли привлечь в Карелии заявленный объем внебюджетных средств, в частности инвестиций?
Если эти средства уже заложены в концепцию ФЦП, то они реальны. И в результате они в любом случае будут отражены в самой ФЦП. А дальше уже закрепляется за региональными органами власти ответственность за полный объем исполнения вот этих бюджетных обязательств, за освоение этих средств. Понятно, что есть случаи, когда не в полном объеме эти средства осваиваются. Но, тем не менее, этот объем средств, который вложен в ФЦП, сейчас, безусловно, закреплен. Закреплен в том числе и с учетом большего объема привлекаемых внебюджетных инвестиций.
Каковы приоритеты при расходовании выделенных Москвой денег? Куда эффективно можно вложить эти деньги?

С моей точки зрения, и мы об этом неоднократно говорили, нужно выбрать те точки, которые республика не сможет реализовать, и те проекты, которые не сможет реализовать собственными силами или только исключительно за счет привлекаемых внебюджетных инвестиций. Прежде всего, это проекты, связанные с развитием инфраструктуры, с созданием объектов инфраструктуры. Сегодня это слабое место республики Карелия. Потому что есть инвестиционные площадки, есть ресурсы, под которые можно привлекать, например, инвестиции. Но в данном случае мы должны обеспечить инфраструктуру.

Ведь наше самое слабое место, когда инвестор сюда к нам приходит, а у него нет возможности подключения к энергообеспечению; возникают проблемы с транспортом; возникают проблемы с водообеспечением, водоотведением.  Эти проекты, наверно, правильно закладывать в ФЦП для того, чтобы федеральные средства тратились именно на создание таких инфраструктурных объектов. Когда у нас инфраструктура будет создана, вот тогда в принципе можно будет больший акцент поставить на работу уже с внебюджетными инвестициями и на привлечение внешних инвесторов.

То есть вложить деньги в дороги, в котельные, в сети?

Совершенно верно.
А куда считаете, что, наоборот, нельзя вкладывать деньги программы? Все равно экономить на чем-то придется.
Прежде всего, я так думаю, что эти инвестиционные ресурсы ни в коем случае не нужно направлять на выполнение каких-то социальных обязательств. Для этого есть бюджет. Как правило, те средства, которые направляются на выполнение социальных обязательств, по сути дела, обеспечивают поддержание жизнеспособности населения, социальных объектов и так далее. Но они не дают такого мультипликативного эффекта, который в принципе должны дать инфраструктурные объекты.
Вы имеете в виду какие-то выплаты или какие социальные обязательства?
Да, это различные выплаты, решения социальных вопросов и так далее. Но если мы говорим об инфраструктуре, в принципе средства ФЦП можно тратить, например, на объекты социальной инфраструктуры. Потому что объекты социальной инфраструктуры создают привлекательную среду жизни, что тоже немаловажно. А на что нельзя тратить? Так это тратить именно на какие-то, действительно, социальные выплаты, которые к нам навряд ли потом вернутся.

 

Беседовал: Александр Гнетнев