24 декабря 2014, 14:32

Род деятельности: корсар. Характер: нордический, выдержанный

Род деятельности: корсар. Характер: нордический, выдержанный

С 27 ноября по 1 декабря в Петрозаводске проходила «Школа театральной журналистики», организованная Музыкальным театром Карелии, поддержанная Министерством культуры России. Партнером Школы стала организация «Баренц-Пресс International».

Участники успели побывать во всех театрах Петрозаводска, посмотреть такие спектакли, как «Прощание в июне», «Беда от нежного сердца» и «Хаос» (Национальный театр РК), «Баба Шанель» (Театр драмы «Творческая мастерская»), «Муха-Цокотуха» (Театр кукол РК), «Кармен» и «Корсар» (Музыкальный театр РК). Рецензии на эти спектакли, которые участники Школы учились писать под руководством Григория Заславского и Марины Гайкович (оба пишут о культурных событиях страны в издании «Независимая газета», а также входят в экспертные советы театральных фестивалей), будут опубликованы на сайтах, которые стали информационными партнерами мероприятия. Один из текстов мы предлагаем вам сегодня.

Предлагаем вашему вниманию рецензию, написанную слушателем Школы театральной журналистики из Санкт-Петербурга Елизаветой Митиной.

Род деятельности: корсар. Характер: нордический, выдержанный

Корсар

В репертуаре Музыкального театра республики Карелия балет «Корсар» в редакции хореографа и художественного руководителя балетной труппы Кирилла Симонова идет уже три сезона — с 2011 года. И, похоже, за это время чувства героев порядком остыли. В минувшую пятницу на сцене музыкального театра свежий онежский бриз чуть не затушил огонь восточных страстей этого балета.

«Гром грохочет. В пене гнева стонут волны, с ветром споря…» Нет, пожалуй, начать мой рассказ стоит не так, хотя пролог балета «Корсар» переносит зрителей как раз в будущее море, где терпит кораблекрушение судно с главными героями на борту. Впрочем, их самих опасность пойти ко дну, кажется, ничуть не заботит: товарищи по пиратскому ремеслу Конрад (Жаргал Тубчинов), Бирбанто (Иван Азанов) и Али (Тахакиро Цубо) в течение нескольких минут принимают картинные позы и всячески дают понять, что главное – «думать о красе ногтей» даже в минуту смертельной опасности. А когда тебя – естественно в красивой позе — выносит на берег после шторма – стоит тут же позу эту сменить на более комфортную и невозмутимо лежать, пока вокруг радостно танцуют прекрасные девы.

Конрад, протагонист спектакля, вообще очень хладнокровен – показывать даме, спасшей тебе жизнь и со временем ставшей небезразличной, свою симпатию – дело настоящего мужчины недостойное, считает он. Более того, «Чем меньше женщину мы любим…», уверен Конрад. И он, знаете ли, прав. Медора (Алевтина Мухортикова) откликается на вялые любовные зовы Конрада, точнее, на их отсутствие со всей силой юного девичьего сердца. Что ж, откроем секрет, в качестве награды она получает пару крепких дружеских объятий в финале спектакля.

Ее подруга, Гюльнара, в классических версиях этого балета тоже не прочь откликнуться на чей-нибудь любовный зов и пофлиртовать, пусть даже с целью сугубо прагматической – например, усыпить бдительность Сеид-Паши, хозяина обширного восточного гарема. Тут же Гюльнара (Татьяна Павлова) скорее смогла бы привлечь мальчика Кая из совсем другой истории в свои чертоги, чем разжечь огонь страсти в не по годам резвом и атлетически сложенном Сеид-Паше (Василий Сидоренко). Хотя… кому-то строгие женщины даже нравятся, верно?

Али, раб Конрада, своей незавидной ролью в рамках спектакля очевидно не удовлетворен. Внешне он, как и все герои, хладнокровен, но почему-то мне кажется, что за патетически-равнодушными позами у портала стоит желание показать, что он тоже достоин обожания (он и правда его достоин – высота прыжков г-на Цубо и его владение корпусом делают ему честь).

Единственный из ключевых персонажей, кто дает слабину и позволяет чувствам вырваться на волю – это работорговец Ланкедем (Ильшат Умурзаков). В танце с Гюльнарой Ланкедем галантен и, как положено восточному мужчине, горяч. Однако растопить сердце красавицы не под силу и ему.

Сквозь все перипетии сюжета пираты и их подруги проходят, не поведя бровью. Для настоящих героев погони, похищения, драки — дело вполне будничное, а вы как думали?

Итог балета довольно предсказуем даже для неискушенного зрителя – все отрицательные персонажи повержены (читай: деловито проткнуты мечами), а все положительные персонажи мчатся в светлое будущее на потрепанном штормом пролога корабле (что, кстати, сильно снижает их шансы на это будущее).

Но Конрад, Али, Медора и Гюльнара, как мы уже поняли, готовы встретить любые трудности, сохранив абсолютную непоколебимость духа и – немаловажно — красоту позы.

В качестве эпилога

«Корсар» в ряду классических постановок, идущих сейчас на российской, да и, пожалуй, мировой, балетной сцене, стоит особняком. Осколки драгоценной хореографии практически не сохранились даже в самых бережных редакциях, автор музыки Адольф Адан, хоть и является признанным мастером, славы наравне с Петром Ильичом не снискал, а сюжет, полный — в хорошем смысле — «пошлостей в восточном вкусе» не позволяет зрителям рыдать над судьбами героев.

Одним словом, балет не претендует на «наше все», а, значит, двери для желающих поставить свою редакцию этого балета, открыты. Вошедший в эти двери Кирилл Симонов, худрук Музыкального театра республики Карелия, купировал несколько кордебалетных эпизодов и чуть пересобрал спектакль с учетом возможностей труппы, создав балет, где каждый из артистов может показать себя с лучшей стороны. Г-н Тубчинов и г-жа Мухортикова уверенно ведут непростые дуэты, г-н Цубо ярко демонстрирует свой талант в сольных вариациях, а г-н Умурзаков украшает партию Ланкедема своим темпераментом.

Редакция балета, созданная г-ном Симоновым, безусловно, удачно адаптирована к возможностям труппы – и техническим, и, скорее всего, финансовым. Однако в этом балете г-н Симонов выступил и в качестве художника по костюмам, где его талант проявился чуть менее ярко. Костюмы героев не передают настроение восточной сказки, они отсылают фантазию зрителя то к балету «Карнавал», то к «Раймонде», а то и вовсе к «Эсмеральде». Но ошибка эта не грамматическая, а скорее стилистическая, так что за сочинение в целом г-н Симонов заслуживает хорошей оценки.