12 ноября 2014, 11:31

«Малоснежное лето» как бренд Карелии (интервью)

«Малоснежное лето» как бренд Карелии (интервью)

Жителей Карелии приглашают принять участие в работе над проектом нового символа республики. В общественных местах появятся специальные ящики, где можно будет оставлять записки с вариантами логотипа и рассказами об уникальных особенностях Карелии, которые могут быть отражены в символике нашего края. Все это должно стать еще одним шагом к появлению бренда республики, о котором давно говорят на самом высоком уровне. О перспективах брендирования территории рассказал автор проекта, руководитель компании «Умные решения» Михаил Голов.

Михаил, в чем назначение логотипа Карелии?

— Логотип любой компании работает, прежде всего, на ее узнаваемость. Задача логотипа Карелии примерно такая же, но несколько шире. Логотип прокладывает дорогу к бренду и, в нашем случае, рассказывает путешественникам о республике. Рассказывает, что за люди здесь живут, какие у них ценности, какая культура, к чему они стремятся. А также доносит информацию об уникальности края. Понятие «бренда территории» – явление довольно новое, но уже ставшее популярным. Сегодня каждый малый город стремится стать узнаваемым. Сейчас, например, такой эксперимент ставит над собой Костомукша. И единственный способ добиться результата – придумать крепкий, твердо стоящий на ногах, бренд.

Вам это удалось?

— На сегодняшний день, мы не ставили перед собой задачу создать бренд Карелии. Мы выявили уникальный идентификатор (символ «а»), создали фирменный стиль и вплотную подошли к формированию стратегии бренда. Нужно разделять логотип и бренд. Логотип – это визуальная составляющая бренда, а бренд… Чтобы было понятно, приведу пример. У Великого Устюга брендом является определение города, как «родины Деда Мороза». А вот Карелия пока не способна похвастать чем-то похожим. И нам еще предстоит сформировать такое представление.

А с точки зрения визуального ключа, тут – да, мы нашли яркое и интересное решение, которым я лично очень доволен. Логотип Карелии гибок, подвижен, и обладает высокой вариативностью. Достаточно изменить надстрочный акцент знака (две точки над «а»), и мы получаем новый вариант логотипа, наполненный собственным содержанием. И при этом сохраняем целостность фирменного стиля.

version_1

Принцип, заложенный в логотип, работает и позволяет создать еще тысячи сюжетов, а главное, что у людей будет живой интерес к разработке его вариантов. Например, «Карелия – страна тысячи озер» – один из вариантов знака, построенный на данном принципе. Это очень точное определение, отражающее уникальность региона.

version_2

Действительно, интересное решение. Но, как вы сами заметили, логотип, каким бы он не был универсальным, еще не бренд.

— Безусловно. Нам только предстоит выделить уникальности Карелии, и «Карелия – страна тысячи озер» – только одна из них. Но, я думаю, сообща мы сможем выявить концепцию бренда и выработать его стратегию. Сейчас я довольно плотно (спасибо социальным сетям!) общаюсь по данной задаче с интереснейшими людьми: туроператорами, работниками культуры, художниками, писателями и дизайнерами, т.е. теми специалистами, которым по роду их деятельности приходится работать с концепциями и стратегиями. И вместе мы придем к единому мнению.
На сайте логотипа в разделе «Поддержать проект» мы предлагаем всем активным людям, любящим свой край, принять участие в выявлении уникальностей карельской земли. Вы можете либо прислать свой вариант знака, либо просто написать, что для вас лично Карелия.

shirt

Через сайт мы пытаемся дотянуться как до каждого человека в отдельности, так и до отдаленных городов и весей республики. А вот уже в Петрозаводске в проходимых местах мы планируем разместить специальные ящички, куда можно будет вбросить листок с тем же вариантом знака или определением уникальности края. Видимо, такие ящички все-таки будут размещены, в основном, в кафе, т.к. там человек отдыхает, у него есть время подумать, почиркать на листике, пофантазировать на заданную тему. Если какое-то кафе захочет поддержать наше начинание, останемся крайне признательны.

Вся полученная информация будет нами переработана, анонсирована, и на ее основе мы разработаем отдельные версии логотипа, каждая из которых зонтично покроет одну из выявленных уникальностей региона. Таким образом, мы приблизимся к искомому бренду. Какая-то версия знака станет основной и наиболее тиражируемой, остальные – вспомогательными.

bag

А вы не задумывались над тем, что Карелия уже сама по себе является брендом?

— Я считаю, что это шаблонное представление. Жители Коми, наверно, также думают про себя. На самом деле, важны уникальности, а не стереотипы. И свою «непохожесть» нужно еще доказать.
Можно говорить, что у нас в Карелии есть уникальная природа, сосновые леса, Онежское озеро, ягоды и рыба. Но в области брендинга все эти факторы не являются очевидными, они не настолько эксклюзивны, что их можно взять и сертифицировать. Житель Ленинградской области может ответить примерно так: «Не убедили, не поеду к вам. У нас тут тоже сосновые леса, ягоды, рыба и Ладога». И он будет полностью прав.

Поэтому наши приоритеты, как разработчиков бренда, – выявлять именно уникальности. Те, ради которых стоит приехать в Карелию. Задача долгая, но посильная.

Если не секрет, кто финансирует данный проект? Ведь задача, которую вы перед собой ставите, очень масштабная.

— На сегодняшний день проект логотипа Карелии – это инициатива. К сожалению, у нас в республике можно по пальцам одной руки пересчитать людей, которые являются специалистами по брендированию. Если логотипы умеют рисовать многие дизайнеры, то работать в направлении развития стратегии бренда компаний, а тем более – территорий, увы, просто некому. Вот и пришлось приложить руки и голову, найти время и заняться благоустройством собственного дома. Слава богу, есть опыт.

Карелии просто необходимое начать правильно позиционировать себя. Сейчас для этого сложилась благоприятная обстановка. Через Интернет можно дотянуться до любого потенциального туриста, рассказать ему о республике, преподнести Карелию на ярком блюдце, пригласить в гости.

Конечно, задача такого масштаба решается при содействии власти, бизнеса, и инвесторов. Но, я думаю, все это приложится, и понимание необходимости данной инициативы придет. Главное – первый шаг сделан. Дальше – будет легче, потому что понятно, куда идти и что делать.

cup

Как вы считаете, ваш логотип будет востребован?

— Прогнозировать такие вещи сложно, но можно. В логотипе заложен большой запас прочности. Если через 5 лет перед нами встанет задача через фирменный стиль забрендировать какое-то инновационное направление в деятельности республики, мы без труда решим эту задачу. Через ту же вариативность знака, какой, кстати, не могут похвастать 99% логотипов. Такие визуальные находки единичны и очень ценны. Поэтому у логотипа Карелии большое будущее.