01 августа 2014, 09:00

«Умные вещи». Люди воды

«Умные вещи». Люди воды

По долгу службы иногда приходится поражать туристов и гостей Карелии, приводя цифры природной статистики: «В Карелии 20 тысяч рек… 60 тысяч озер… Да вот, представьте себе, невероятно, но факт». Жители Карелии как-то привыкли к такому обилию водоемов, а гостям чудно, что пока едешь по дороге, то справа, то слева среди деревьев выныривает стальная гладь озер. Недавно оказалась с друзьями на Тулмозерском заводе, так первый суровый вопрос коренной карелки, осматривающей территорию достопримечательности, был: «Здесь водоем есть?»

Мы привыкли к рекам, озерам – возле них и дышится иначе, легче. Что говорить о первых поселенцах Карелии – эти одетые в шкуры люди были отличными специалистами в сплаве и наверняка имели навыки рафтинга. Ведь вся Карелия осваивалась именно по берегам рек и озер, а в качестве мест для стоянок древние жители часто выбирали острова. И сегодня мы поговорим о наследии тех, кто водным путем освоил Карелию – о лодке-долбленке.

Лодки пластиковые, резиновые, моторные, весельные – их разнообразие широко представлено в сельской местности, но ни одна из них не сравнится с «опытом» долбленого плавсредства, чья история насчитывает тысячи лет. В местных деревнях еще живут мастера, способные сделать такую лодку. Долбленки, несмотря на свою архаичность, еще служат охотникам и рыбакам. И причиной такой их живучести всегда была дешевизна – ведь для того, чтобы сделать такую лодку, нужна хорошая осина, топор с теслом и умелые руки.

Первое изображение подобных лодок можно встретить на онежских и беломорских петроглифах. Вполне закономерно, что когда выбирали петроглиф для эмблемы Национального музея, выбор остановили именно на рисунке с лодкой, много «говорящем» о Карелии.

Конечно, строители древних лодок зависели от пород деревьев, растущих в этой местности – чем южнее, тем больше шансов было сделать лодку более вместительную. Поражает воображение дубовый челн, найденный в Воронежской области и выставленный в Государственном историческом музее: его длина 7,5 метров, а возраст 5000 лет.

Дубовый челн. 3 тыс. до н.э. Государственный исторический музей

Дубовый челн. 3 тыс. до н.э. Государственный исторический музей

Другая находка, территориально уже связанная с Карелией, это так называемый «ладожский» челн, который нашел профессор Санкт-Петербургского университета, геолог А.А. Иностранцев в 1878 году. Тогда, при рытье Сясьского канала вдоль южного берега Ладожского озера, нашли 170 сантиметровый остаток кормы дубового челна, чей возраст позже определили в 2000 лет.

«Ладожский» челн. Рисунок из книги А.А. Иностранцева «Доисторический человек каменного века побережья Ладожского озера», 1882 г.

«Ладожский» челн. Рисунок из книги А.А. Иностранцева «Доисторический человек каменного века побережья Ладожского озера», 1882 г.

Ил, донные отложения хорошо консервируют дерево, но находки древних лодок редки – наши предки прощались с соплеменниками, устраивая сожжение «погребальных лодей». На старых северных карельских кладбищах нередки были лодки в качестве надгробия – корма для мужской, носовая часть для женской могилы.

Как бы то ни было, дубов в Карелии не так много, и лодки предпочитали делать из осины. Дерево срубали, придавали общую форму лодки, выдалбливали середину топором и теслом, выскабливали скобелем.

Мастер Павел Васильевич Ёрохов делает долбленку. Д. Великая Нива. 2011 г.

Мастер Павел Васильевич Ёрохов делает долбленку. Д. Великая Нива. 2011 г.

Иногда мастера ограничивались такой черновой обработкой, но в некоторых местностях применяли интересные и непростые технологии работы с деревом — борта расширяли, распаривая лодку кипятком, держа ее над костром, вставляли упоры, наращивали борта досками, смолили. Длина долбленок варьировалась от 2 до 4,5 метров.

Широко были распространены два типа долбленок: один представлял собой две выдолбленные лодки, соединенных в пару – очень устойчивые на воде в непогоду. Другой тип – это долбленка, к бокам которой для большей устойчивости крепили «крылья». Управляли такими лодками, отталкиваясь от дна шестом или подгребая им. Ни парных весел, ни рулевого в прежние времена не использовали, поэтому быстроходностью долбленки не отличались.

 Модель. Рейки (челн парный). Пудожский уезд, Олонецкая губерния. Конец XIX – начало ХХ вв.

Модель. Рейки (челн парный). Пудожский уезд, Олонецкая губерния. Конец XIX – начало ХХ вв.

Основных типов лодок было мало, а названий – великое множество: совсем примитивные колодообразные донки, корытья, сдвоенные ройки, уже более похожие на лодку челны (целны), ýшкои (ýшкаи), рýгочи (рýганы), поморская осиновка с наставленными бортами из досок, вепсские карбасы, олонецкие куйты.

Посмотреть настоящий челн можно в экспозиции Национального музея на выставке «Натуральное хозяйство» — скорее всего, это половина сдвоенной лодки, найденная в д. Нинисельга Олонецкого уезда в XIX веке.

 Лодка-долбленка. Д. Нинисельга, Олонецкий уезд, Олонецкая губерния. XIX в.

Лодка-долбленка. Д. Нинисельга, Олонецкий уезд, Олонецкая губерния. XIX в.

Осиновые долбленки на Руси за неустойчивость на воде и опасность в эксплуатации, не слишком ласково называли еще и «душегубками». Они прожили долгую жизнь, и в XIX веке массово стали уступать водную дорогу шитым лодкам из досок. Но стоит отдать должное этому не слишком поворотливому, но очень почтенному виду транспорта.

Весь процесс изготовления осиновой лодки-долбленки в исполнении крестьян представлен в фильме 1936 года, снятом Студией документальных фильмов Финляндии:

Екатерина Логвиненко, научный сотрудник Национального музея Республики Карелия