По долгу службы иногда приходится поражать туристов и гостей Карелии, приводя цифры природной статистики: «В Карелии 20 тысяч рек… 60 тысяч озер… Да вот, представьте себе, невероятно, но факт». Жители Карелии как-то привыкли к такому обилию водоемов, а гостям чудно, что пока едешь по дороге, то справа, то слева среди деревьев выныривает стальная гладь озер. Недавно оказалась с друзьями на Тулмозерском заводе, так первый суровый вопрос коренной карелки, осматривающей территорию достопримечательности, был: «Здесь водоем есть?»
Мы привыкли к рекам, озерам – возле них и дышится иначе, легче. Что говорить о первых поселенцах Карелии – эти одетые в шкуры люди были отличными специалистами в сплаве и наверняка имели навыки рафтинга. Ведь вся Карелия осваивалась именно по берегам рек и озер, а в качестве мест для стоянок древние жители часто выбирали острова. И сегодня мы поговорим о наследии тех, кто водным путем освоил Карелию – о лодке-долбленке.
Лодки пластиковые, резиновые, моторные, весельные – их разнообразие широко представлено в сельской местности, но ни одна из них не сравнится с «опытом» долбленого плавсредства, чья история насчитывает тысячи лет. В местных деревнях еще живут мастера, способные сделать такую лодку. Долбленки, несмотря на свою архаичность, еще служат охотникам и рыбакам. И причиной такой их живучести всегда была дешевизна – ведь для того, чтобы сделать такую лодку, нужна хорошая осина, топор с теслом и умелые руки.
Первое изображение подобных лодок можно встретить на онежских и беломорских петроглифах. Вполне закономерно, что когда выбирали петроглиф для эмблемы Национального музея, выбор остановили именно на рисунке с лодкой, много «говорящем» о Карелии.
Конечно, строители древних лодок зависели от пород деревьев, растущих в этой местности – чем южнее, тем больше шансов было сделать лодку более вместительную. Поражает воображение дубовый челн, найденный в Воронежской области и выставленный в Государственном историческом музее: его длина 7,5 метров, а возраст 5000 лет.
Другая находка, территориально уже связанная с Карелией, это так называемый «ладожский» челн, который нашел профессор Санкт-Петербургского университета, геолог А.А. Иностранцев в 1878 году. Тогда, при рытье Сясьского канала вдоль южного берега Ладожского озера, нашли 170 сантиметровый остаток кормы дубового челна, чей возраст позже определили в 2000 лет.
Ил, донные отложения хорошо консервируют дерево, но находки древних лодок редки – наши предки прощались с соплеменниками, устраивая сожжение «погребальных лодей». На старых северных карельских кладбищах нередки были лодки в качестве надгробия – корма для мужской, носовая часть для женской могилы.
Как бы то ни было, дубов в Карелии не так много, и лодки предпочитали делать из осины. Дерево срубали, придавали общую форму лодки, выдалбливали середину топором и теслом, выскабливали скобелем.
Иногда мастера ограничивались такой черновой обработкой, но в некоторых местностях применяли интересные и непростые технологии работы с деревом — борта расширяли, распаривая лодку кипятком, держа ее над костром, вставляли упоры, наращивали борта досками, смолили. Длина долбленок варьировалась от 2 до 4,5 метров.
Широко были распространены два типа долбленок: один представлял собой две выдолбленные лодки, соединенных в пару – очень устойчивые на воде в непогоду. Другой тип – это долбленка, к бокам которой для большей устойчивости крепили «крылья». Управляли такими лодками, отталкиваясь от дна шестом или подгребая им. Ни парных весел, ни рулевого в прежние времена не использовали, поэтому быстроходностью долбленки не отличались.
Основных типов лодок было мало, а названий – великое множество: совсем примитивные колодообразные донки, корытья, сдвоенные ройки, уже более похожие на лодку челны (целны), ýшкои (ýшкаи), рýгочи (рýганы), поморская осиновка с наставленными бортами из досок, вепсские карбасы, олонецкие куйты.
Посмотреть настоящий челн можно в экспозиции Национального музея на выставке «Натуральное хозяйство» — скорее всего, это половина сдвоенной лодки, найденная в д. Нинисельга Олонецкого уезда в XIX веке.
Осиновые долбленки на Руси за неустойчивость на воде и опасность в эксплуатации, не слишком ласково называли еще и «душегубками». Они прожили долгую жизнь, и в XIX веке массово стали уступать водную дорогу шитым лодкам из досок. Но стоит отдать должное этому не слишком поворотливому, но очень почтенному виду транспорта.
Весь процесс изготовления осиновой лодки-долбленки в исполнении крестьян представлен в фильме 1936 года, снятом Студией документальных фильмов Финляндии:
Екатерина Логвиненко, научный сотрудник Национального музея Республики Карелия