В Петрозаводске не могут решить, кто должен платить за реконструкцию системы очистки стоков Петрозаводска. Правительство Карелии уверено, что горожане могли бы тоже поучаствовать в софинансировании проекта реконструкции. А Петросовет выступает за то, чтобы поискать деньги в республиканском бюджете.
Предлагают скинуться
По оценкам карельского минстроя, «производительность действующих канализационных очистных сооружений» в Петрозаводске «находится на пределе». Чтобы решить эту проблему, разработали специальный проект почти на миллиард рублей. Два года назад четыре стороны (международные финансовые институты, правительство Карелии, администрация Петрозаводска и «Петрозаводские коммунальные системы») подписали соглашение, которое предусматривает строительство новых очистных канализационных сооружений. Но осенью этого года возник конфликт, который поставил проект на грань срыва.
– Подписанное соглашение сейчас встретило определенные препятствия в плане принятия решений Петросоветом, — объяснил «Русской планете» министр строительства, ЖКХ и энергетики Карелии Олег Тельнов.
По планам правительства, оплачивать реконструкцию предполагалось из нескольких источников: бюджетные средства, сотни миллионов от инвесторов и деньги петрозаводчан, которые можно собрать через инвестиционную надбавку в коммунальных квитках. Последний источник и стал проблемой. Петросовет посчитал, что население не должно платить и не стал разрешать увеличивать тариф для граждан.
Сейчас действует тарифный ограничитель — максимальный темп роста суммарного платежа за коммунальные услуги. Его нужно увеличивать, чтобы раскидать на население часть расходов по проекту. По подсчетам минстроя, по Петрозаводску это превышение составляет в пределах 3 процентов. Чтобы его утвердить, госкомитет по ценам и тарифам Карелии обратился к городским депутатам.
– Еще 13 мая было обращение в администрацию Петрозаводска с тем, чтобы они рассмотрели этот вопрос, согласовали повышение предельного уровня оплаты для граждан. Мы получили согласование от администрации, — поясняет председатель госкомитета Карелии по ценам и тарифам Артур Мяки. — Мы копию отправили председателю Петросовета Олегу Фокину, чтобы те рассмотрели этот вопрос на сессии. Но от городских депутатов согласования не получили.
Мы его теряем
По мнению карельского минстроя, если депутаты не примут повышение тарифа, проект не будет профинансирован полностью, а значит реализован и, следовательно, подписанные соглашения не будут исполнены. Такой подход отпугивает инвесторов.
– «Петрозаводские коммунальные системы» уже трезвонят во все колокола о том, что западные фонды заявили, что изымают деньги. Из-за отсутствия решения Петросовета мы не получим очистные сооружения, которые так нужны республике, потому что Онежское озеро не только в Петрозаводске находится. Если деньги изымут, то это крест на всех инвестиционных проектах в республике с участием западных фондов. Ни один фонд вкладывать сюда не будет, потому что это получается, что республика и Петрозаводск — ненадежные партнеры? Это очень серьезный удар по инвестиционной привлекательности. Эта информация сразу же разнесется по всему миру, — обрисовал риски председатель госкомитета Карелии по ценам и тарифам Артур Мяки.
– В случае отказа от реализации проекта повторно получить гранты, а это более 300 млн рублей безвозмездных денег от экологических фондов, уже не получится, — добавляет Олег Тельнов. — Тогда эти средства придется изыскивать либо в бюджете, отказываясь от других расходов, других трат, или дополнительно предусматривать в тарифах, значительно увеличивая плату за водоснабжение и водоотведение. Отчасти имеет место некоторое недопонимание и недооценка тех последствий. Мы сейчас разъяснительную работу ведем и пояснения в любых форматах. И по-прежнему считаем, что то, что подписано главой РК, главой Петрозаводского городского округа, международными финансистами, должно исполняться. Объективно этот проект предусматривает весьма льготные условия его реализации и для бюджета, и для граждан.
Объем внешнего финансирования проекта составляет более 40 процентов от его полной стоимости. Это, по сути, те средства, которые дополнительно привлекаются и в последующем не требуют возмещения из бюджета или за счет платежей граждан. И все эти деньги будут безвозвратно потеряны, если проект провалится.
Пусть платит бюджет
Позиция депутатов Петросовета, сформированная на совете, простая — они не хотят роста коммунальных платежей, которые ухудшат и без того тяжелое финансовое положение граждан, рассказал председатель городского совета Олег Фокин.
– Аргумент о том, что нужно перераспределить эти деньги на жителей, а не предусмотреть средства в республиканском бюджете и частично в городском, это, я считаю, не аргумент. У нас повышается все без исключения, и стоимость потребительской корзины увеличена, все растет, зарплата резко не индексируется. Перекинуть еще рублей по 300 на каждого потребителя в месяц, я считаю, что это серьезно ударит по кошельку наших горожан.
Конкретную общую сумму, которую должны собрать с граждан, никто не называет. Цифры разнятся. Сначала говорили про 80 млн рублей, потом о 120.
Но порядок этих сумм ясен. Он, по мнению Олега Фокина, для карельского 25-миллиардного бюджета не существенен — деньги можно найти.
Выступая на сентябрьской сессии горсовета, депутат республиканского парламента, председатель комитета по жилищной политике, ЖКХ и энергетике, член комитета по бюджету Анна Позднякова обратилась к городским депутатам.
– Обязательства по этому договору есть у всех четырех сторон, и если этот предельный рост оплаты граждан не примите вы, то эти деньги будут потрачены из республиканского бюджета.
Олег Фокин ответил, что вот и пусть платит карельский бюджет.
– Я с Анной Валерьевной не совсем согласен, что плохо, а что хорошо. Будет платить бюджет Карелии, консолидированный, или будут платить граждане из своего кошелька…
Свой опыт
Около пяти лет назад в Петрозаводске уже вводили инвестиционную составляющую, когда еще из кранов текла неприятно пахнущая коричневая вода. Тогда деньги нужны были на очистку этой жидкости.
– 5 лет назад качество воды по цветности, по запаху в квартирах петрозаводчан было совершенно не таким, как сегодня, — говорит Олег Тельнов. — И только благодаря реализации проекта на очень льготных условиях с привлечением инвестиционного фонда РФ, эта проблема была решена. Напомню, тогда тоже вводилась инвестиционная надбавка. Она также действовала в течение 3 лет, обеспечила возврат тех займов, которые привлекались ПКС для реализации проекта. Но если бы эти решения тогда не были приняты, в том числе, и по утверждению инвестиционной программы депутатским корпусом Петросовета, то и реализация проекта по чистой воде была бы точно так же невозможна, и сегодня мы были бы вынуждены мириться с тем качеством воды, которое существовало до этого. Сегодня идет речь о том же самом. Канализация после очистки сливается в Онежское озеро, а потом оттуда вода попадает в краны.
– Да, один раз так делали, — подтверждает Олег Фокин. — Если вода желтая из крана идет, тут принципиально, чтобы мы пили чистую воду. Когда мы принимали решение по инвестиционной составляющей по воде, это было еще при Нелидове (Глава Карелии в 2010—2012 гг. — Примеч. авт.), тоже такие дискуссии были достаточно жесткие, но там был какой вариант — надо идти по этому проекту, иначе у нас там слишком большие выпадающие из программы источники. Сейчас, вроде, там тоже источники фигурируют федеральные и НЕФКО, но вода у нас все-таки чистая, а по канализациям это не такой важный вопрос, который надо решать.
Как в районах
В Карелии был опыт модернизации очистных сооружений с привлечением средств экологических фондов в Лахденпохье, частичная модернизация была в Сортавале, где сейчас продолжается проект по закрытию выпуска. В большинстве случаев местные депутаты полностью поддерживают проекты.
– По двум муниципальным образованиям возникла ситуация, когда необходимо не для того, чтобы увеличить затраты эксплуатационных организаций, а необходимо превысить те предельные темпы роста платежей граждан на реализацию конкретных инвестиционных проектов в этих муниципальных образованиях, — рассказывает Олег Тельнов. — Это позволительно с точки зрения законодательства. Это Петрозаводск и Костомукша. Надо сказать, что депутаты Костомукшского городского округа оперативно на первой же сессии рассмотрели этот вопрос, приняли все необходимые решения, понимая, что модернизация сетей водоснабжения, которая будет происходить за счет этих средств, крайне нужна и необходима городу.
О нюансах системы водоотведения «Русской планете» рассказал Александр Гурчин, эксперт в сфере строительства с 10-летним стажем. Имеет два высших образования: строительное и экономическое.
– В Петрозаводске есть, так называемая ливневка, где идет только механическая очистка, и есть канализация, которая идет от домов. Стоки от последней очищаются на специальных сооружениях с помощью ила, планктона и бактерий, которые съедают все нечистоты. Очистные сооружения — это примитивные конструкции, лагуны, на бетонном основании, труба кинута, а ил не изнашивается, он, как был, так и есть, у советских инженеров был рассчитан запас на рост города. Нового здесь ничего не придумали, самое лучшее, что есть, придумано еще более 100 лет назад. В мире существует всего несколько вариантов очистки, есть механическая и химическая, все проекты-разработки давно в «Карелпроекте» лежат, только бери и внедряй. Для тех, кто этим занимается, все это естественно и понятно.
Когда речь зашла о формировании тарифа, эксперт Гурчин напомнил, что в тариф «водоотведение» изначально заложена модернизация. Так его учили в Петрозаводском госуниверситете на лекциях по водоснабжению и водоотведению.
Доказать, что нет других источников
Председатель Петросовета Олег Фокин предложил госкомитету по ценам и тарифам создать комиссию, сесть за стол переговоров с главой республики и депутатами Законодательного собрания.
— Все вместе принимаем консолидированное решение, вся власть расписывается в том, что в бюджете денег нет, перекидываем это на население, это должна быть открытая информация, без всяких кулуарных объяснений. Но это не депутаты горсовета делают, а депутаты ЗС. И губернатор пусть скажет, что денег нет. Пусть будет обоснование, что в республиканском бюджете нет средств. Пусть минфин скажет.
— Олег Николаевич, а как же подписанное 2 года назад соглашение?
— В нем вопрос источника не конкретизировался. Не было такого предложения, что тариф сразу должен повыситься на такую-то сумму. Вы готовы, что ваша семья будет платить на 400 рублей больше? Это 5 тысяч в год. Почему сразу не было сказано: «Уважаемые горожане, скиньтесь по пятерке, и каждый год будете скидываться дальше». Я пока не услышал аргументов, и самое главное, когда говорят, вот депутаты не взяли на себя ответственность, что за бред? Это должно быть консолидированное решение. Глава Карелии объясняет, обосновывает, что это правильно, он должен расписаться, что у него нет других источников, как только взять эти деньги у горожан. Тогда он говорит, давайте подойдем адекватно, денег нет вообще, это он должен не нам, а депутатам ЗС сначала предложить, ребята готовы компенсировать или не готовы?
Выработать консолидированную позицию согласительная комиссия должна до 16 ноября. На это число намечена сессия Петросовета. Если депутаты все же примут положительное решение, то к концу этого года будет завершен последний этап по водоочистным сооружениям, а в следующем начнут проект по канализационным очистным. Работы предполагают завершить в течение 3-х лет. Это снимет вопрос об очистке стоков в залив Онежского озера на несколько десятилетий вперед.
Дмитрий Лощинин, «Русская планета»