Российский публицист Валерий Панюшкин опубликовал текст, в котором предложил согражданам сформулировать критерии «русской идентичности». Идеологи различных движений и просто независимые журналисты согласились сыграть с ним в эту игру и уже опубликовали свои версии ответов.
Однако такие, сугубо этнические вопросы мне представляются неактуальными. Понятно, что на них охотнее всего отвечают националистические идеологи. Но непонятно, почему они берутся выступать от лица «всех русских»?
На мой взгляд, гораздо более перспективно ставить вопросы не об этнических, но о региональных идентичностях. Я попытаюсь ответить на вопросы Валерия Панюшкина с точки зрения гражданина Карелии. Там, где в опроснике Панюшкина стоит слово «русский», я заменил его «карелом», имея ввиду не национальную, а региональную идентичность. Кстати, интересный факт – многие жители Карелии, выезжая в другие регионы, называют себя именно «карелами», вкладывая в это слово не этнический, но региональный смысл.
Приведенные ниже ответы выражают лишь мою собственную точку зрения, которую сограждане вправе дополнить или вообще опровергнуть. Разговор о региональной идентичности нашей республики – дело увлекательное, и он, по существу, еще не начинался…
1. Почему вы считаете себя «карелом»?
Я считаю себя гражданином Карелии (кстати карельская Конституция, действовавшая до 2001 года, содержала в себе понятие «гражданство Республики Карелия»), потому что родился в Петрозаводске и полжизни здесь прожил – не считая выездов на учебу и прочих странствий. Мои предки по материнской линии – из Пудожского района, летом я люблю там бывать, хотя очень жаль, что в нашей централистской системе этот некогда процветавший район превратился в унылое захолустье…
Что касается карельского языка – был бы очень рад тому, чтобы он обрел статус второго государственного. Это позволит существенно поднять культурную самобытность республики. Но для этого карельская национальная интеллигенция должна прежде всего договориться в своей среде – на базе какого диалекта создавать единый карельский язык? И нужен ли он вообще – или целесообразнее развивать сами эти диалекты (ливвиковский, северно-карельский и т.д.)?
Но я бы вообще не сводил гражданственность к сугубо языковому вопросу. Например, в современной Шотландии всего около 1% населения владеет местным гэльским языком. Но это не мешает шотландцам чувствовать себя иной нацией, нежели англичане, и глобально продвигать множество своих уникальных брендов (виски, волынки, килты и т.д.)
2. Испытываете ли вы удовольствие от того, что вы «карел»? Испытываете ли вы радость хотя бы от того, что понимаете непереводимые слова и выражения, типа выражений «да нет» или «всё ничего»?
В Карелии много таких трансграничных культурных феноменов. Например, заонежский фольклор, в котором переплетаются севернорусские и карельские мотивы. Да и в самой карельской топонимике интересно разгадывать корни, которые жителям других регионов кажутся «непереводимыми»…
3. Что хорошего в «карелах»? Положительные и уникальные черты национального характера каковы?
Полагаю, что в случае свободного республиканского развития у граждан Карелии возникнет аналог финского качества sisu – упорство и настойчивость в обустройстве своей земли. Однажды я уже писал об этом. Но пока в России проводится политика региональной унификации, и возможности гражданского самоуправления в Карелии невелики, мы мало чем отличаемся от остальных россиян…
4. Как выглядит карельский пейзаж? Ну, то есть я вполне могу представить себе человека, который, из дальних странствий воротясь, умиляется русским березкам. Но станете ли вы в патриотическом восторге целовать черный камчатский песок? А мокрую ямальскую тундру? Где эти границы родного? Про Крым понятно, что он священная земля — «слава русских моряков» и все такое. Но если бы Хрущев отдал Украине не Крым, а Белгородскую область, было бы менее обидно? Вот я и спрашиваю: где границы священной родной земли? Кунашир, Итуруп и Шикотан, положа руку на сердце — это родная земля? Или просто жалко отдать? А Аляску жалко, что отдали?
Как и где будут жить Курильские острова, а также Калининградская область – это дело их собственных граждан. А гражданам Карелии достаточно наших собственных границ – от Беломорья до Рускеала, от Лоухи до Свири. Надо не по-имперски гнаться за «величием территории», но достойно обустроить имеющееся пространство. Конечно, и наша древняя столица Корела (Кякисалми, Приозерск) символически относится к карельскому культурному пространству – но, надеюсь, и в будущем с соседней Ингрией (Ленинградской областью) у Карелии будут добрососедские отношения без границ.
5. Какова наша национальная трагедия? То есть какова наша главная победа — понятно. И понятно, что трагедий у нас было столько, что хватило бы на десять народов. Но все же какая наша трагедия главная? Монголькое иго? Церковный раскол? Многовековое рабство? Революция? Коллективизация? ГУЛАГ? Распад Советского Союза?
Карелия за свою историю трижды обретала и теряла возможности регионального самоуправления. В средневековую эпоху она была самоуправляемой частью Новгородской республики – об этом недавно вышла книга известного историка А.Ю. Жукова. Но московская царская централизация впоследствии пресекла это развитие и превратила нас в «провинцию». В начале ХХ века был феномен Ухтинской республики. Но большевики, несмотря на свои декларации о самоопределении всех народов бывшей империи, вскоре возобновили имперскую политику и подавили этот республиканский проект. Наконец, в 1990 году Верховный Совет Карелии принял Декларацию о государственном суверенитете республики. Однако она так и оказалась не выполненной – более того, с позиций нынешних имперских реставраторов, этот документ сегодня выглядит едва ли не «экстремистски»…
6-8. Когда был наш Золотой век? Кто наш главный герой? Кто наш главный пророк?
Поскольку суверенное развитие Карелии постоянно прерывалось, на эти вопросы очень трудно дать какие-то однозначные ответы, устроившие бы большинство сограждан. По всей видимости, Золотой век Карелии с его героями и пророками принадлежит будущему…
9. Какая у нас национальная колыбельная песня? (Меня очень занимает этот вопрос. Не могу вспомнить без посредства фольклорных сборников ничего, кроме «мужики там все злые, как собаки цепные, они бьются, дерутся, топорами секутся, и по будням там дождь, и по праздникам тож дождь». Мне лично в детстве вместо колыбельных пели песню про Щорса и «Темную ночь».)
Наверное, ее спела группа Noid. Эти вепсские колдуны не дадут вам уснуть! =)
10. Какой у нас национальный танец? Ирландцы на радостях пляшут джигу, кавказцы — лезгинку, евреи — фрейлехс, а мы что?
А мы пляшем, что умеем и хотим – особенно на фолк-фестивалях вроде «Солнцеворота»!
11. Какая у нас национальная игра? Ну, вот такая игра, в которую каждый русский играл бы в детстве, и в которую не играли бы больше нигде на свете? Только не говорите — футбол. Или в какую игру мы играем лучше всех? (Европейцы сказали бы по старой памяти — шахматы.)
Kyykkä (карельские городки).
12. Какая у нас национальная одежда? (Нация не обязана сохранять национальную одежду, но все же многие сохранили. У шотландцев — килты, у японцев — кимоно, у украинцев — вышиванки.) Вы как бы оделись на вечеринку в русском стиле?
У нас очень часто принимают за «карельский стиль» какие-то бабушкины сарафаны… На самом деле, это тупиковый путь, уводящий в безнадежное прошлое и потому мало интересный современной молодежи. Надеюсь, что креативные карельские модельеры вскоре разработают уникальный стиль, где повседневная одежда будет легко сочетаться с различными национальными элементами и фенечками…
13. Какое у нас национальное блюдо? Ну, не щи же ведь уже давно. Национальное блюдо — это то, что едят каждый день. Итальянцы — макароны, абхазы — мамалыгу, китайцы — рис, американцы — гамбургеры. А мы? Может быть, пельмени? (Про национальный напиток не спрашиваю. Это понятно.)
Конечно, пиво – «Мюллярит» и «Василич». Карельский бальзам и легкие ягодные вина (для девушек). Лохикейтто и Пютипанну. Ну и конечно калитки!
14. Какая смерть считается у нас достойной?
Которая меняет окружающую реальность… Изучайте руны «Калевалы»!
15. Какие народы являются нам братскими?
У граждан Карелии вполне дружественное отношение к нашим соседям – финнам, ингерманландцам, мурманчанам, вологжанам, архангелогородцам… Да и вообще – ко всем народам мира, которые уважают нашу региональную идентичность и готовы к взаимополезному сотрудничеству!
Вадим Штепа