Активная дискуссия на тему, нужны ли нам прямые выборы мэров, затронувшая все уровни власти Карелии, заставляет назвать вещи своими именами. В основе своей данная дискуссия больше экономического характера, нежели политического.
В Карелию до 2020 года через федеральную целевую программу по подготовке к 100-летию республики придет около 200 млрд рублей + частный инвестор под созданную современную инфраструктуру принесет еще 400 млрд рублей. Ответственность за освоение этих средств естественным образом ляжет на действующее карельское правительство и лично на губернатора Худилайнена. И если уже сегодня губернатор не отстроит контролируемые(!) отношения с муниципалитетами, то когда придет инвестор у него элементарно не будет основы для гарантий на вложенные деньги.
Здесь надо быть осторожным избирателю: когда ему будут представлены не аргументы денег, а аргументы «конституционных свобод», «права вершить судьбу» и прочей замечательной риторики 90-х, надо держать ухо востро – вас зомбируют. Время прагматичное, давайте верить только цифрам.
История вопроса
Путаница в интерпретациях закона о выборах непосредственно у избирателя, очень велика. Попытаюсь избежать назидательности и предпочтений и предельно просто объяснить суть избирательных вещей на муниципальном уровне. Карелия это не только Петрозаводск, где вышеназванные деньги будут осваиваться в меньшей степени, поэтому представляю картину по всему региону.
Вот так выглядит диаграмма на сайте правительства по 18 муниципалитетам Карелии, где левый столбик обозначает наличие только прямых выборов на территории, а правый, где прошедшие по прямым выборам в поселковых и городских Советах депутаты, уже делегируют в вышестоящую власть своих кандидатов. Естественно из своего числа.
Как видно из диаграммы, все больше округов предпочитают не нагружать избирателя дважды. На 1-м уровне избиратель выбрал своих депутатов, которые в дальнейшем несут функции своеобразных выборщиков, потому как далее они уже из своего состава избирают дальнейшую пирамиду власти.
Еще диаграмма. Она уже говорит нам не просто о выборах, а о назначениях на пост сити-менеджера района. (Сити-менеджер – это тот профи, что имеет в своем резюме опыт работы с данным объемом бюджета. Это, скажем, чистый хозяйственник, лишенный политических мотиваций).
Левый столбик говорит об избрании на мэра через прямые выборы, а правый, где функции исполнительной власти берет на себя сити-менеджер. В последнем столбике за 2013 год под цифрой 1 представлен как раз Петрозаводск, как единственный округ, где мэр избирается прямыми выборами. (Не путать должность мэра с должностью Главы муниципалитета. В 17 округах Карелии главы — это представительная власть. Кроме Петрозаводска. Теперь о сити-менеджере: для понимания, сити-менеджер избирается советом через создание комиссии, которая и представляет Совету тех или иных кандидатов. Состав комиссии формируется из представителей 2/3 муниципалитета и 1/3 республиканской власти. (По состоянию на 2014 год). Год мной выписан принципиально, потому что грядет новое соотношение сил, но об этом ниже.
Для закрепления две формулы:
Р/С — Гл. Р.
К — Р/С — Гл.Адм.
То есть райсовет (Р/С) из своего состава выбирает главу района (Гл.Р.), что сегодня происходит на 17 территориях из 18 (исключение — Петрозаводск). А исполнительную власть в лице сити-менеджера или главы администрации (Гл. Адм.) избирает комиссия. Но комиссия, остановившись на кандидате (или кандидатах) рекомендует его (их) райсовету (Р/С). И тот уже закрепляет голосованием решение комиссии. И таким образом назначается глава администрации (сити-менеджер).
Петросовет пригрозил референдумом
Самый громкий дискуссионный жест, прозвучавший по данному вопросу: председатель Петросовета Фокин грозит созывом референдума по Петрозаводскому округу в ответ на законодательную инициативу Худилайнена об отмене прямых выборов глав муниципалитетов на территории Карелии. Тот самый закон, что на сегодняшний день уже закреплен в первом чтении, но в другой редакции. В ответ на угрозу референдума глава республики срочно меняет формулировку, в которой из списка исключается Петрозаводск и Костомукша. В результате закон проходит 1-е чтение, а Фокин снимает идею референдума. Скорость принятия решения Худилайнена объясняется отсутствием времени на проволочки по данному вопросу. (Ниже объясняю почему).
В чем главная интрига происшедших событий? Она с первого взгляда необъяснима, потому как тот частный капитал, что сегодня имеет большинство в Петросовете, даже при прохождении закона Худилайнена, все равно изберет ту комиссию (смотри формулу выше), что ему удобна. И даже не надо тратиться на мэрские выборы – получи через комиссию угодного тебе человека. И все.
Чем же вызван такой почти эмоциональный жест, как угроза референдумом? Мы не Крым все-таки. Зачем пугать? А все объясняется просто: в мае месяце, как раз до заявления Фокина выходит новый федеральный закон об изменении пропорций по составу комиссии. И он уже делит пропорции, как 50% — Муниципалитет, а 50% — государственная власть. Что уже делает даже математически невозможным проведение нужного человека, без разрешения государственной власти. Точка.
Формирование состава комиссии (как было и как будет):
Было: 1/3 Правительство — 2/3 Муниципалитет
Будет: ½ Правительство — ½ Муниципалитет
Конституционно ли все это?
Мы знаем, что муниципалитет отделен от государства конституционно. Государство заканчивается в своих полномочиях на Худилайнине, читай на органах исполнительной власти. А дальше пошла власть районированная, муниципальная. Однако интересная картина наблюдается по районам: в том же Медвежьегорске все высказывают недовольство деятельностью Карпенко, но, однако, никто ему конкуренцию на выборах составить не решается. Почему? Потому что это власть без денег. И рассудительный конкурент думает так: вот занимаешься ты помойками, котельными и транспортным обслуживанием, так и занимайся, если тебе делать нечего. Потому что нет там бюджета.
Но с другой стороны там школы, больницы, амбулатории. Средства на их функционирование дает страна, а отвечает-то Худилайнен. Кто перед Путиным ответит за государственные полномочия, которые делегируются в Медвежьегорск? Должен Худилайнен контролировать их исполнение или нет? Он должен организовать учебный процесс школьников, медицинское обслуживание? Это ведь все государственные функции. Туда же – опека и попечительство. Как ему все это вести, если не выходить своими рычагами через представителей в той же комиссии? Ведь логично.
Депрессивный бюджет Карелии
Сегодня частым аргументом звучит объяснение 1-й диаграммы, как скатывающийся по динамике вниз бюджет Карелии. Мол, отсюда и отнимаются полномочия у муниципалитета. Да, но помните как замерзали города? Медвежьегорск, Беломорск, Муезерка, Реболы? Это какой год был? Ответим – 2003. А на пороге 2014 и ничего подобного уже не происходит. Почему? Если вы любите анализировать, то диаграмма вам подскажет. Бюджеты районов хирели, а города замерзать перестали. Потому что функции муниципалитета активно брала на себя государственная власть.
Действительно, самое тонкое место — это отсутствие финансов в районе. Ведь если денег нет, то сама мотивация выборов исчезает. Вопрос резонно задавать: а выборы, господа, куда? «Кто вы такие, если у вас нет бюджета?» – спрашивали депутатов селяне.
Действительно, жизнь в Карелии не по динамике вверх развивалась. Как и вообще по России. Кризисная ситуация всех коснулась. Но муниципалитеты не в последнюю очередь выжили, благодаря тому, как работала и подставляла плечо выборная схема.
Еще раз о деньгах
Сейчас, в данную минуту верстается построчно ФЦП. Уже ряд представителей крупного бизнеса согласились в намерениях на гигантские вложения в горнодобывающий сектор Карелии, в лесной кластер, в инфраструктурные связи. И когда потекут деньги у правительства Карелии не должно быть сомнений в их юридическом сопровождении на подведомственной территории. Заминка на дистанции просто невозможна. При схеме ½-½ таких проблем не будет. А то, что Петрозаводск, не допуская государство к выборному процессу, поставит себя за рамки контроля денег со стороны правительства, только осложнит приход денег на территорию столицы. «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует».
Александр Тихий