23 июля 2014, 10:06

Кто девушку ужинает, тот ее и танцует

Кто девушку ужинает, тот ее и танцует

Активная дискуссия на тему, нужны ли нам прямые выборы мэров, затронувшая все уровни власти Карелии, заставляет назвать вещи своими именами. В основе своей данная дискуссия больше экономического характера, нежели политического.

В Карелию до 2020 года через федеральную целевую программу по подготовке к 100-летию республики придет около 200 млрд рублей + частный инвестор под созданную современную инфраструктуру принесет еще 400 млрд рублей. Ответственность за освоение этих средств естественным образом ляжет на действующее карельское правительство и лично на губернатора Худилайнена. И если уже сегодня губернатор не отстроит контролируемые(!) отношения с муниципалитетами, то когда придет инвестор у него элементарно не будет основы для гарантий на вложенные деньги.

Здесь надо быть осторожным избирателю: когда ему будут представлены не аргументы денег, а аргументы «конституционных свобод», «права вершить судьбу» и прочей замечательной риторики 90-х, надо держать ухо востро – вас зомбируют. Время прагматичное, давайте верить только цифрам.

История вопроса

Путаница в интерпретациях закона о выборах непосредственно у избирателя, очень велика. Попытаюсь избежать назидательности и предпочтений и предельно просто объяснить суть избирательных вещей на муниципальном уровне. Карелия это не только Петрозаводск, где вышеназванные деньги будут осваиваться в меньшей степени, поэтому представляю картину по всему региону.

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Вот так выглядит диаграмма на сайте правительства по 18 муниципалитетам Карелии, где левый столбик обозначает наличие только прямых выборов на территории, а правый, где прошедшие по прямым выборам в поселковых и городских Советах депутаты, уже делегируют в вышестоящую власть своих кандидатов. Естественно из своего числа.

Как видно из диаграммы, все больше округов предпочитают не нагружать избирателя дважды. На 1-м уровне избиратель выбрал своих депутатов, которые в дальнейшем несут функции своеобразных выборщиков, потому как далее они уже из своего состава избирают дальнейшую пирамиду власти.

Еще диаграмма. Она уже говорит нам не просто о выборах, а о назначениях на пост сити-менеджера района. (Сити-менеджер – это тот профи, что имеет в своем резюме опыт работы с данным объемом бюджета. Это, скажем, чистый хозяйственник, лишенный политических мотиваций).

Нажмите, чтобы увеличить

Нажмите, чтобы увеличить

Левый столбик говорит об избрании на мэра через прямые выборы, а правый, где функции исполнительной власти берет на себя сити-менеджер. В последнем столбике за 2013 год под цифрой 1 представлен как раз Петрозаводск, как единственный округ, где мэр избирается прямыми выборами. (Не путать должность мэра с должностью Главы муниципалитета. В 17 округах Карелии главы — это представительная власть. Кроме Петрозаводска. Теперь о сити-менеджере: для понимания, сити-менеджер избирается советом через создание комиссии, которая и представляет Совету тех или иных кандидатов. Состав комиссии формируется из представителей 2/3 муниципалитета и 1/3 республиканской власти. (По состоянию на 2014 год). Год мной выписан принципиально, потому что грядет новое соотношение сил, но об этом ниже.

Для закрепления две формулы:
Р/С — Гл. Р.
К — Р/С — Гл.Адм.

То есть райсовет (Р/С) из своего состава выбирает главу района (Гл.Р.), что сегодня происходит на 17 территориях из 18 (исключение — Петрозаводск). А исполнительную власть в лице сити-менеджера или главы администрации (Гл. Адм.) избирает комиссия. Но комиссия, остановившись на кандидате (или кандидатах) рекомендует его (их) райсовету (Р/С). И тот уже закрепляет голосованием решение комиссии. И таким образом назначается глава администрации (сити-менеджер).

Петросовет пригрозил референдумом

Самый громкий дискуссионный жест, прозвучавший по данному вопросу: председатель Петросовета Фокин грозит созывом референдума по Петрозаводскому округу в ответ на законодательную инициативу Худилайнена об отмене прямых выборов глав муниципалитетов на территории Карелии. Тот самый закон, что на сегодняшний день уже закреплен в первом чтении, но в другой редакции. В ответ на угрозу референдума глава республики срочно меняет формулировку, в которой из списка исключается Петрозаводск и Костомукша. В результате закон проходит 1-е чтение, а Фокин снимает идею референдума. Скорость принятия решения Худилайнена объясняется отсутствием времени на проволочки по данному вопросу. (Ниже объясняю почему).

В чем главная интрига происшедших событий? Она с первого взгляда необъяснима, потому как тот частный капитал, что сегодня имеет большинство в Петросовете, даже при прохождении закона Худилайнена, все равно изберет ту комиссию (смотри формулу выше), что ему удобна. И даже не надо тратиться на мэрские выборы – получи через комиссию угодного тебе человека. И все.

Чем же вызван такой почти эмоциональный жест, как угроза референдумом? Мы не Крым все-таки. Зачем пугать? А все объясняется просто: в мае месяце, как раз до заявления Фокина выходит новый федеральный закон об изменении пропорций по составу комиссии. И он уже делит пропорции, как 50% — Муниципалитет, а 50% — государственная власть. Что уже делает даже математически невозможным проведение нужного человека, без разрешения государственной власти. Точка.

Формирование состава комиссии (как было и как будет):

Было: 1/3 Правительство — 2/3 Муниципалитет
Будет: ½ Правительство — ½ Муниципалитет

Конституционно ли все это?

Мы знаем, что муниципалитет отделен от государства конституционно. Государство заканчивается в своих полномочиях на Худилайнине, читай на органах исполнительной власти. А дальше пошла власть районированная, муниципальная. Однако интересная картина наблюдается по районам: в том же Медвежьегорске все высказывают недовольство деятельностью Карпенко, но, однако, никто ему конкуренцию на выборах составить не решается. Почему? Потому что это власть без денег. И рассудительный конкурент думает так: вот занимаешься ты помойками, котельными и транспортным обслуживанием, так и занимайся, если тебе делать нечего. Потому что нет там бюджета.

Но с другой стороны там школы, больницы, амбулатории. Средства на их функционирование дает страна, а отвечает-то Худилайнен. Кто перед Путиным ответит за государственные полномочия, которые делегируются в Медвежьегорск? Должен Худилайнен контролировать их исполнение или нет? Он должен организовать учебный процесс школьников, медицинское обслуживание? Это ведь все государственные функции. Туда же – опека и попечительство. Как ему все это вести, если не выходить своими рычагами через представителей в той же комиссии? Ведь логично.

Депрессивный бюджет Карелии

Сегодня частым аргументом звучит объяснение 1-й диаграммы, как скатывающийся по динамике вниз бюджет Карелии. Мол, отсюда и отнимаются полномочия у муниципалитета. Да, но помните как замерзали города? Медвежьегорск, Беломорск, Муезерка, Реболы? Это какой год был? Ответим – 2003. А на пороге 2014 и ничего подобного уже не происходит. Почему? Если вы любите анализировать, то диаграмма вам подскажет. Бюджеты районов хирели, а города замерзать перестали. Потому что функции муниципалитета активно брала на себя государственная власть.

Действительно, самое тонкое место — это отсутствие финансов в районе. Ведь если денег нет, то сама мотивация выборов исчезает. Вопрос резонно задавать: а выборы, господа, куда? «Кто вы такие, если у вас нет бюджета?» – спрашивали депутатов селяне.

Действительно, жизнь в Карелии не по динамике вверх развивалась. Как и вообще по России. Кризисная ситуация всех коснулась. Но муниципалитеты не в последнюю очередь выжили, благодаря тому, как работала и подставляла плечо выборная схема.

Еще раз о деньгах

Сейчас, в данную минуту верстается построчно ФЦП. Уже ряд представителей крупного бизнеса согласились в намерениях на гигантские вложения в горнодобывающий сектор Карелии, в лесной кластер, в инфраструктурные связи. И когда потекут деньги у правительства Карелии не должно быть сомнений в их юридическом сопровождении на подведомственной территории. Заминка на дистанции просто невозможна. При схеме ½-½ таких проблем не будет. А то, что Петрозаводск, не допуская государство к выборному процессу, поставит себя за рамки контроля денег со стороны правительства, только осложнит приход денег на территорию столицы. «Кто девушку ужинает, тот ее и танцует».

Александр Тихий