21 октября 2013, 09:49

Любовь зла – полюбишь и троллейбус

Любовь зла – полюбишь и троллейбус

Троллейбусы надо спасать. Эту мантру жители Петрозаводска слышат минимум лет десять подряд. О троллейбусах говорят почти как о национальном достоянии с патриотическим трепетом. Тех, кто пытается возразить или высказать хоть долю сомнения, называют чуть ли не врагами народа. А уж если это достояние, то спасать его надо любой ценой. В буквальном смысле слова — за счет бюджета, то есть за счет налогов горожан.

Но самих то горожан кто-нибудь спрашивал, согласны ли они платить за постоянную реанимацию «рогатых»? Кто-нибудь объяснил нам, зачем нужны троллейбусы? Единственный аргумент, который я слышу на протяжении десятилетней агонии троллейбусного предприятия – электротранспорт не загрязняет воздух выхлопными газами. С этим не поспоришь. Чистый воздух это хорошо. Вопрос в том, готовы ли горожане за это платить? Если верить статистике ГИБДД, то личным автомобилем в Петрозаводске владеет, в среднем, каждый третий житель города. То есть большинство семей имеет свой автотранспорт. И если спросить их, на какие цели они бы хотели направить свои налоги, то многие наверняка, назвали бы ремонт дорог.

Ладно, допустим, все горожане как один готовы раскошелиться на очередную спасательную операцию. Денег дали, долги предприятия закрыли, тучи развели руками. Что дальше?

Троллейбусы всегда были убыточными – об этом говорили все сменявшие друг друга руководители предприятия. По их мнению, сделать этот вид транспорта более рентабельным можно двумя способами – повысить стоимость проезда и устранить конкуренцию со стороны пассажирских автобусов. Уменьшить число «маршруток» на тех линиях, которые обслуживают троллейбусы. В этом слышится что-то до боли знакомое. Ах да! Однажды так пытались спасти другое наше национальное достояние – отечественный автопром. Тогда тоже боролись с конкуренцией – подняли пошлины на подержанные иномарки, чтобы народ полюбил родную вазовскую сермягу. И еще бонусом закачали миллиарды бюджетных рублей в «Автоваз». Ну, и кому-то это помогло?

А что произойдет, если автобусы вышибут с троллейбусных маршрутов? Количество троллейбусов останется прежним, интервалы их движения не сократятся. Значит, пассажирам придется подолгу мерзнуть и мокнуть на остановках, чтобы потом набиться в салон как селедки в бочку и «сделать кассу» кондуктору. Но это мы уже проходили. Я помню времена, когда перед посадкой в троллейбус я тщательно проверял все пуговицы на пальто. Если какая-то из них держалась не слишком надежно, то приходилось отрывать ее напрочь и прятать в карман. Потому что до конца поездки она бы скорее всего не дожила, пав в неравном бою с толпой.
Когда появились маршрутные «Газели», мы их ругали, на чем свет стоит. Разболтанные двери, рваные кресла, безбашенные водители… Все верно. Но между троллейбусом и «Газелью» большинство пассажиров выбирало тот транспорт, который раньше подъезжал к остановке. А сейчас и «Газелей» на маршрутах не осталось. На смену им пришли просторные автобусы типа ПАЗов и Фордов.

Ревнители троллейбусов говорят, что их надо сохранить как единственный вид муниципального транспорта, которым пользуются льготники. Сомнительный аргумент. Если частные перевозчики так же как троллейбусная компания получат бюджетные субсидии на компенсацию расходов, то и они согласятся возить студентов и пенсионеров за полцены.

Впрочем, бесполезно рассуждать об экономической целесообразности и прочих «низменных» материях, когда речь идет о чувствах возвышенных. Если для жителей города троллейбусы – это действительно бренд, вроде памятника Петра Первому или Онежской набережной, если вид этих неповоротливых металлических ящиков вызывает у них чувство «гордости и любви к родному краю», то против этого бесполезны любые аргументы. Любовь зла – полюбишь и рогатого.