Когда моя 10-месячная дочь закрывает глаза руками, она думает что исчезает. Или мир вокруг исчезает. Не важно. Для нее это такая игра. Ку-ку! Где Доча? Ку-ку! Ей весело, мне от ее улыбки тоже.
А теперь представьте такую же игру, только не с младенцем, а со взрослым. Представили? Психушкой попахивает, вы не находите?
Не так давно в руки мне попала очередная детская книжка со стишками-потешками. Читаю ее своему чаду и глазам не верю:
«Что вы ели – кашку,
пили – простоквашку».
Эти строки с детства знакомы каждому, но только звучали они по-другому:
«Что ели – кашку,
Что пили – бражку».
Сколько поколений выросло на этих покрытых вековой воспитательной мудростью строках, и, вот на тебе! На взлете нового тысячелетия круг прервался. Устное народное творчество, трепетно передаваемое детям из поколения в поколение, разрушилось в одну секунду у меня в руках. Разбилось о нелепое «простоквашку».
Казалось бы, зачем расстраиваться? Ну заменил издатель одно слово другим, подумаешь…
Но, видимо, сработала точка кипения. Сколько еще идиотизма разномасштабного уровня придется вынести ради воспитания совершенно этичной нации, лишенной нравственных изъянов, соединенной духовным степлером в цельный монолит?
Неужели издатель действительно решил, что одно лишь упоминание бражки может повернуть в детском мозгу, впитывающем все как губка, какой-то условный лингвистический ключ, который активирует бомбу замедленного действия и она «рванет» в нужный момент? Если это действительно так, то срочно нужно запрещать Пушкина с его деструктивным финалом:
«День прошел — царя Салтана
Уложили спать вполпьяна.
Я там был; мед, пиво пил —
И усы лишь обмочил».
Ну ладно, рассказчик «усы лишь обмочил», но какой пример подрастающему поколению подает в целом положительный герой царь Салтан? Выход один — срочно менять текст, тем более, что Пушкину к этому не привыкать – «Сказ о попе и его работнике Балде» несколько раз меняли, и ничего, живет в сознании народа.
Тяжелей дело обстоит с Есениным, но тут все просто делается. Ставим «+16» выдаем в библиотеках по паспорту. Или готовим «адаптивное чтение для учеников младших и средних классов». Примерно такое:
«Ешь со мною почтенная дама»…
Процесс создания дистиллированного поколения запущен. Произведения, вызывающие сомнения у благовоспитанных взрослых исчезают из школьной программы, сторублевки лишаются своего достоинства. Для тех, кто не в курсе: депутаты хотят запретить изображение на купюрах древнегреческих скульптур, у которых видны причинные места.
Платок накинут на глаза. Радостно и дружно народ, усиленно крестясь, несется в совершенное, нравственное будущее, не замечая алкоголиков у магазинов и в подъездах, грязь на каждом углу, расписанные бессмысленными каракулями дома, беспросветную серость многоэтажек и шансон, доносящийся из каждой второй машины.
Ку-ку! Какое там, платок на глазах Несемся вперед, забыв, что для гармоничного развития нового человека важна не литература, очищенная от скверны, а окружающая реальность.
Чему ребенок поверит в первую очередь — куску бумаги на котором аккуратным шрифтом выведены правильные слова или куску стены, где может и шрифт не типографский, и слова не совсем правильные, но зато живые?
P.S. Французские родители, гуляя со своим малышом, просят его показать во время прогулки 5 красивых вещей. Сможете ли вы сыграть в вашим ребенком в такую игру? Попробуйте…