Он быстро и громко говорит по-португальски и играет на каком-то странном музыкальном инструменте в виде простой палки. Она переводит его речь на русский – и дети в белых одеждах разбегаются и начинают кружиться и вертеться, приседая, делая колесо на одной руке или даже сальто. На первый взгляд все действо похоже на замедленные съемки фильма про борьбу, когда актеры только делают вид, что дерутся, не дотрагиваясь друг до друга. Он – Alexandre Medina Dos Santos. Она – Анастасия Болдовская. Он – бразилец, мастер по капоэйре, живущий сейчас в Австрии и посвятивший всю жизнь этому виду боевого искусства. Она – молодая петрозаводчанка, которая 4 года назад так увлеклась капоэйрой, что специально для полного проникновения самостоятельно выучила португальский язык и возглавила петрозаводскую школу поклонников этой борьбы бразильских рабов. Alexandre приехал в группу Анастасии, чтобы дать мастер-класс по столь молодому в нашем городе виду боевого искусства. Ученики разных возрастов – от мала до велика – с радостью и вниманием слушают португальскую речь и как будто бы понимают мастера с полуслова. Почему капоэйра – и спорт не спорт, и борьба не борьба, и танец не танец, расскажут нам Alexandre и Анастасия.
– Анастасия, что же такое капоэйра? И почему борьба южноамериканских рабов появилась в наших краях?
Анастасия: – Капоэйра – это боевое искусство, в котором присутствуют элементы и танца, и борьбы, и акробатических движений с музыкальным сопровождением.
Капоэйра в нашем городе появилась 4 года назад. Молодой человек из Санкт-Петербурга приехал сюда и создал группу. И я была одной из первых его учениц. Чуть позже школ капоэйры в Петрозаводске стало две, и я руковожу одной из них. Так как у нас школа молодая, то пока нет хорошего уровня, поэтому мы очень часто приглашаем мастеров из Бразилии – родины капоэйры. Разные мастера приезжают и проводят мастер-классы для всех желающих. У нас занимаются люди всех возрастов – и дети, и взрослые. Дети в восторге, потому что капоэйра – это все-таки не спорт… Любой ребенок, даже если он не спортивный, полноватый, он все равно найдет в этом искусстве то, что он сможет развивать. Тем более занятия проходят в игровой форме. А так как мастера – бразильцы – народ очень гостеприимный, открытый, живой и очень любят детей, то все занятия проходят занимательно и легко.
– А что за музыкальное сопровождение?
Анастасия: – Это специальный оркестр аутентичных инструментов, который называется батерия: барабан, бубны и беримбау. Грубо говоря, беримбау – это палка с натянутой струной и высушенной тыквой, выступающей в качестве резонатора. Участники батерии становятся в круг — роду, и начинают играть на инструментах. А в кругу происходит бесконтактная борьба. При этом нужно обязательно петь. Один из музыкантов солирует, а все остальные, стоящие в кругу, ему отвечают. Это ритуал капоэйры.
– Александр, Вам интересно приезжать в Петрозаводск и проводить мастер-классы? Все-таки северяне – народ не такой раскрепощенный, как бразильцы, возможно, более инертный и медлительный…
Александр: – Мне очень понравилось. Я такого за русскими не замечал. Русским очень нравится заниматься, они предрасположены к занятиям капоэйрой, как и бразильцы. Дети очень активные – постоянно меня спрашивают, когда же, когда будет следующее занятие… А город очень похож на те места, где я родился.
– Александр, какова философия этого боевого искусства?
Александр: – Капоэйра – философия жизни. На самом деле, это не хобби. Когда ты увлекаешься капоэйрой, ты начинаешь жить по-другому. Капоэйра – это единственный «спорт», где игроки после игры могут обнять друг друга. Она примиряет. Здесь нет противников. Она меняет людей в лучшую сторону – люди становятся мягче, общительнее.
– Анастасия, Вас лично изменили занятия капоэйрой?
Анастасия: – Очень! Я была очень закрытым человеком. Раньше не могла себе даже представить, что выучу другой язык и начну общаться с огромным количеством людей из других стран. Когда приезжаешь в другую страну на семинар и встречаешь группу незнакомых людей в большом количестве – все тебя принимают очень дружелюбно, все открыты для общения. Для меня это было тяжело поначалу, а теперь все легко и просто. Капоэйра раскрепощает, раскрывает человека.
– Нужна ли хорошая физическая подготовка для этого вида боевого искусства?
Анастасия: – Естественно, людям, занимающимся спортом в прошлом, проще и они быстрее усваивают движения. В моем, например, случае – я вообще не занималась ни гимнастикой, ни акробатикой: никакой растяжки не было, совершенно негибкая, но со временем все наработалось. Все потихонечку развивается. Занятия капоэйрой развивают все группы мышц.
– Существует традиционный стиль и современный стиль капоэйры. Чем они отличаются?
Анастасия: – Наша группа Senzala, которой в этом году исполняется 50 лет, создала современный стиль. До этого не было практически никаких правил и методик. Все было хаотично. Люди учились на улицах. Мастера нашей группы создали методику тренировок, связок, движений.
– Значит издается специальная методическая литература?
Александр: – Так как капоэйра создана рабами, пришла с улицы, то до сих пор в принципе нет единых правил. Есть мастера и они передают наработки из поколения в поколение. Может книги и написаны отдельными мастерами, но не общепризнаны. Универсальной методики нет. Я как мастер имею собственные наработки и я могу написать книгу, но это не значит, что эти методы универсальны.
– Чем отличается капоэйра от других боевых искусств?
Александр: – Капоэйрой нужно заниматься всегда, везде, в отличие от других видов борьбы. В других видах борьбы ты через 5-10 лет становишься мастером. А в капоэйре стать мастером можно минимум через 25 лет. И капоэйристы очень много неформально общаются.
– Есть ли градация мастерства?
Анастасия: – У каждой группы она разная. У кого-то ее нет вообще. В нашей группе была введена система цветных поясов (идея была взята из других боевых искусств), но мы используем не пояс, а веревку разных цветов: белая, желтая, оранжевая и т. д. Высший разряд – красный пояс…
– У нас в Петрозаводске дошел кто-нибудь до красной веревки?
Анастасия: – Для красной нужно минимум 25 лет…
– Почему капоэйра становится такой популярной?
Александр: – В 80-х годах прошлого века в Европе уже были капоэйристы, но их было немного и они были разрознены. В это время как раз приехали трое капоэйристов из Бразилии, которые в 1986 году организовали первый европейский семинар. До этого никто даже об этом не думал. И с тех пор стали приезжать мастера и проводить мастер-классы. И сейчас европейцы на очень высоком уровне – они могут сами преподавать – и русские, и американцы, и европейцы… Это очень важно. Капоэйра популярна, потому что совмещает и танцы, и музыку, и дружбу, и больше нет таких боевых искусств, где все это было бы. Именно это и привлекает людей.
– Есть ли международные соревнования по капоэйре?
Александр: – Многие люди пытаются проводить соревнования. Но я лично против соперничества, но с уважением отношусь к тем, кто устраивает соревнования… Ведь в капоэйре нет особых правил, а если правила вводятся, что требуют соревнования, то теряется смысл. Главное, в капоэйре играет музыкальный инструмент, ты его слушаешь и двигаешься согласно ему. Это уважение традиций. А если тебе нужно победить кого-то, ты перестаешь обращать внимание на ритм, ты уходишь от того, что такое вообще капоэйра. Вообще это ведь бесконтактная борьба, но есть различные подсечки, при которых ты можешь упасть, но ты при этом не проигрываешь, ты можешь встать, улыбнуться, пожать руку «сопернику» и дальше продолжить. А когда идет соревнование, то такого уже не будет…
– Первый серьёзный интерес к этому виду искусства в России и СНГ был проявлен в 1994 г., после выхода на экраны фильма «Только сильнейшие», с Марком Дакаскосом в главной роли. Так ли это?
Анастасия: – Да, это было первое знакомство с этим видом борьбы. Тогда в России и стали увлекаться капоэйрой.
– А нужна ли хитрость и тактика в этом виде «спорта»? Что развивает борьба?
Александр: – Капоэйра принимает тебя таким, какой ты есть. Каким бы ты не был, ты можешь в ней развиваться. Все имеет место быть. В капоэйре так же, как и в жизни, ты можешь оказаться в сложной ситуации, из которой надо выйти с помощью ума. Это именно красота капоэйры. Когда человек намного слабее физически побеждает сильного. Это не только физическая игра, а и умственная. Ум – это самое главное в этой игре. Самый умный побеждает.
– Александр, много ли таких преданных учениц, как Анастасия?
Александр: – Да, много очень. Большинство учеников именно так и занимаются. У меня есть ученик, который выучил португальский за 6 месяцев и организовал так свою работу, чтобы поехать в Бразилию. И такой человек – поедет в Бразилию, узнает что-то новое и, вернувшись обратно, будет распространять капоэйру дальше. Капоэйра требует больше труда, чем другой вид борьбы. И если ты не втянешься сразу, то со временем уйдешь.
Есть точная фраза одного известного мастера Бимбы – «Капоэйра для всех, но не все для капоэйры».