06 декабря 2018, 08:00

Злоумышленник в Петрозаводске посягнул на свободу информации

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 6 декабря в 1998 году.

Сотрудники Ключевского отдела милиции ровно 20 лет назад задержали злоумышленника, посягнувшего на свободу информации. Проще говоря — на собственность телекомпании «Ника». А уж если совсем просто выразиться — он свинтил Никовский кабель и другое техническое оборудование в подъездах дома на Ключевой. Но правопорядок в стране, как известно, характеризуется не наличием воров, а умением милиции их обезвреживать.

Не успел злоумышленник наполнить сумку доверху, как доблестный старшина Вневедомственной охраны Андрей Инюткин оперативно отреагировал на сообщение о подозрительном типе и задержал преступника. Им оказался ранее не судимый временно безработный Вальтер Петрович Судилайнен, 1957 года рождения, рассказавший массу интересного о своем промысле:

-Вам зачем все эти вещи нужны?

-На питание. У меня семья.

-Вы же ими не питаетесь, что вы стали бы с ними делать?

-Думал продать где-нибудь хоть на рынке. Купить хлеба на вырученные деньги. Семья голодом сидит. Раньше этим не занимался, не было такой привычки. Раньше ходил по гаражам. Но сейчас снегу навалило — уже безвыходное положение.

Но сотрудников УВД так просто не разжалобишь. Они-то знали правду: «На него возбуждено уголовное дело, тоже по статье 158-ой, кража комбикорма. А сын его сейчас у нас тоже проходит по уголовному делу, по квартирной краже на старой Кукковке. Вещи там изъяты, все доказано. Так что, то, что он говорит, полнейшая туфта». Было заведено дело о краже чужого имущества, Вальтеру Петровичу грозило «условно». Впрочем, милиционеры готовы были выслушать всех, кто мог сообщить что-нибудь и о других фактах его законопротивной деятельности, поэтому и попросили показать его по телевизору. А телевизионщики с «Ники» учредили премию для тех, кто бдительно следил за сохранностью кабеля и оборудования. Ею на этот раз были награждены старшина Инюткин и девушка Оля, заметившая воришку.

Стремительный взлет курса доллара в августе 1998 года опустошил не только наши карманы и холодильники. Аптеки, заполненные в значительной степени импортными препаратами, тоже опустели. Меньше стало в них и покупателей, и лекарств. Последние, правда, постепенно возвращались обратно. Причем, даже несмотря на трехкратное сокращение импорта медицинских препаратов, соотношение отечественных и зарубежных средств оставалось прежним. «Мало что изменилось. Где-то, наверное, 40% отечественных, а остальное — импортные препараты. Многое мы не производим в нашей стране. Поэтому приходится принимать меры по закупке импортных препаратов. Во-первых, они по качеству лучше во многих случаях. Но если цена по качеству равна примерно, то и наши заводы-изготовители тоже где-то на уровне импортного препарата устанавливают цену», - сообщил Л.А.Шаталов, директор МП «Фармация».

Увеличение стоимости отечественных лекарств было вызвано не жадностью изготовителя. Те препараты, которые по качеству не уступают западным, в основном производятся из импортного сырья на импортном оборудовании. Поэтому на цене конечного российского продукта рост курса доллара не отразиться не мог. Все эти объяснения, тем не менее, не могли облегчить положение тех, кому и до 17 августа с трудом удавалась найти деньги на необходимые лекарства. «Льготы не изменились. Как они и были, так и остались по перечню. На сегодняшний день это широкая категория больных. Это больше 100 тысяч в городе Петрозаводске». Ситуация в республике была примерно такая же, как в ее столице: почти треть населения Карелии имело право на различные льготы при приобретении лекарств. Однако, у щедрого на обещания государства денег на их выполнение не было. Лишь 59% петрозаводчан, имевших право на льготы, могли их получить. В некоторых районах республики количество таких счастливчиков не превышало и 18%. Список льготников определялся в Москве. За год до выборов там не нашлось политических камикадзе, способных предложить пересмотреть список в сторону уменьшения. Хотя это привело бы количество льгот в соответствие с возможностями бюджета и помогло бы наладить обеспечение медикаментами тех, кто без них действительно обойтись не может. Пока же карельскому правительству приходилось решать проблему в условиях существующего законодательства.

Перефразированный клич незабвенного Леонида Ильича оставался актуален: «Экономия финансовых ресурсов и рациональное их использование — это наша задача. Сегодня нужно четко выделить те группы лекарственных средств, без которых пациенты жить не могут. Вот в первую очередь нам нужно будет обеспечивать их. Такие, как сахарный диабет, допустим, сердечно-сосудистые и ряд других заболеваний, без которых пациент ни одного дня не живет», - заявила Клара Шевченко, заместитель министра здравоохранения РК. Введенный в Кондопоге жесткий контроль за тем, кому и сколько льготных лекарств выписывают, позволил сэкономить 30% средств только за счет того, что назначать стали действительно необходимые препараты и лишь тем, кто не мог без них обойтись. «Нужно переходить все таки к адресной социальной помощи, в том числе по льготам в области лекарственного обеспечения», - подытожила Шевченко.

Таким было 6 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1998 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.