31 мая 2022, 11:59

За пять лет – от банкротства к финансовому здоровью

Правительство Парфенчикова кардинально изменило бюджетную политику республики и добилось впечатляющих успехов
Фото: https://vk.com/aparfenchikov

Сергей Михайлов

 

Перед тем, как приступать к обзору пятилетней деятельности финансового блока правительства Карелии, нужно усвоить: в современных условиях регион, занимающий деньги для реализации инфраструктурных проектов – это нормально. Более того, те субъекты, которые (гипотетически) вдруг решат жить абсолютно без долгов, очень быстро начнут тормозить в развитии.

 

Именно так устроена современная экономика: чтобы двигаться вперед и не отставать, нужно вкладывать в развитие и то, что у тебя есть (собственные доходы), и то, что можешь привлечь со стороны. Вот заинтересовался регионом крупный инвестор, хочет построить завод, но есть условие – нужно коммуникации к площадке подвести. И правительство начинает чесать затылок в раздумьях, где на это взять средства.

 

Бюджет уже сверстан, там ловить нечего. Хорошо, если доступны льготные кредиты у каких-либо федеральных государственных фондов развития. А если нет, то либо соинвестора искать, либо обращаться в коммерческий банк. Бездействовать нельзя, так как завод запросто уплывет к каким-нибудь соседям – за инвестпроекты регионы достаточно жестко конкурируют между собой. Поэтому еще раз: услышав, что регион много должен, или что в очередной раз берет в долг, ужасаться не нужно – скорее всего, речь идет именно о кредитах на развитие.

За проекты, подобные заводу «Амкодор-Онего», регионы конкурируют между собой – без финансовых вложений не обойтись

 

Конечно, во всем нужно знать меру и иметь разумный подход – важно оптимизировать каждый шаг, стремиться выбить лучшие условия – сроки, проценты и т.д. Хорошие финансисты в органах власти (да и не только в них) – на вес золота, ключевые специалисты. И, безусловно, определяющий фактор – получается ли развитие. Отбиваются ли вложенные в инвестпроекты деньги. Закрываются ли долги в срок – то есть существует ли возможность занять еще и сделать очередной шаг. А это уже вопросы не к бухгалтерам, а к ответственным за реальный сектор экономики.

 

Печальная реальность

 

С основными предпосылками разобрались – приступаем к анализу. Когда новая команда в 2017 году встала у руля республики, в финансовой сфере наблюдались огромные проблемы. Регионам в России, конечно, банкротится не дают, но если бы давали, то состояние Карелии нужно было бы признать предбанкротным. Республика откровенно мало зарабатывала, что в сочетании с бюджетоемкой северо-западной «социалкой» принуждало набирать быстрых и дорогих коммерческих кредитов – исключительно на выполнение социальных обязательств. Денег на развитие практически не оставалось и дополнительных заработков, соответственно, не предвиделось. То есть круг замыкался: мы не зарабатываем, потому что в долгах – мы в долгах потому, что не зарабатываем. Есть тут еще одна неприятность: финансово нездоровым регионам очень проблематично привлекать государственные кредиты – так федеральная власть стимулирует субъекты в вопросах финансовой дисциплины.

Федеральный Минфин категорически не приветствует нарушения бюджетной дисциплины

 

Печальная реальность 2017 года: государственный долг Карелии перед всеми кредиторами составлял 25 млрд рублей. Из них почти половина (11,9 млрд) приходилось на те самые дорогие коммерческие займы.

 

В поисках миллиона

 

При этом доходная часть – на минуточку – около 35 млрд!!! То есть мы должны были немногим меньше, чем  зарабатывали и привлекали из всех источников! Госдолг превысил собственные налоговые и неналоговые доходы республики больше чем на 24%. По сумме долга по итогам девяти месяцев 2017-го Карелия находилась на 82 месте из  85 регионов. Это была катастрофа.

После вступления в должность основной задачей Парфенчикова стало финансовое оздоровление

 

И весь первый год своего губернаторства Парфенчиков искал возможность как вырваться из доставшейся ему долговой ямы. Вот, что он сказал в своем недавнем интервью по этому поводу:

 

Мы были третьими с конца по собственным доходам бюджета! Я миллион рублей не мог найти для устранения какой-то коммунальной аварии.

 

Смелая заявка

 

Год спустя, в ноябре 2018 г., бюджет Карелии по-прежнему пребывали в удручающем состоянии. Но внутри финблока кипела работа. Наверняка Парфенчикову потребовалось немало смелости, чтобы в тот момент заявить, что республика претендует на вхождение в российский топ-40 по финансовой стабильности. Верилось в это плохо, памятуя о недавнем прошлом, но слово не воробей…  

 

К концу того же 2018-го начала работать поддержка, выделенная Кремлем под губернаторство Парфенчикова: объём межбюджетных  трансфертов составил около 21 млрд рублей, что на тот момент составляло почти половину всех республиканских доходов. Общий объём федеральной помощи вырос на 6,6 млрд рублей по сравнению с 2017 годом. Объяснялось это тем, что руководство республики грамотно обосновывало потребности в дополнительных средствах на исполнение расходных обязательств. Постепенно пошли в рост собственные доходы республики – экономические шестеренки закрутились гораздо быстрее, в казну потекли налоги, в том числе благодаря повышению финансовой дисциплины.

Министр финансов Республики Карелия Елена  Антошина

 

Если дефицит, то управляемый

 

Формируя бюджет 2019 года Парфенчиков пошёл на риск, предложив депутатам Заксобрания Карелии принять профицитный бюджет, чего прежде никогда не делалось. Главный замысел был в том, чтобы восстановить финансовую репутацию республики. А для этого нужно было сократить прежние расходы (минимизировать траты), обеспечить рост поступлений в бюджет и сократить объем госдолга, который гирей висел на шее у экономики. И этот тактический финансовый приём сработал. Доля региональных доходов превысила расходную часть, а госдолг сократился на треть.  

 

В дальнейшем к такому рискованному шагу правительство Карелии не прибегало, вернувшись к прежней практике, когда бюджет формировался пусть и с небольшим, но дефицитом. Карелия перестала намеренно экономить на расходах и в проекте бюджета 2022 года доходная часть бюджета определена была уже на уровне 72,1 млрд рублей, а расходы составляли 77,6 млрд. То есть дефицит республиканского бюджета равнялся 5,5 млрд рублей, что совершенно нормально. Таким образом Карелия вернулась к выгодной и эффективной практике «управляемого дефицита».

 

Зримое воплощение

 

Главные финансовые итоги пятилетки Парфенчикова:

 

  • к концу 2021 года удалось сократить госдолг на 5 млрд рублей, с 25 до 19,8 млрд;

 

  • выросла доля  бюджетных (дешевых) кредитов по сравнению с дорогими коммерческими, что позволило сократить расходы на обслуживание долга (проценты по кредитам) в 2,5 раза.

 

Естественно, дело не только в бюджетных манипуляциях, но еще и в экономических успехах. В Карелии все последние пять лет увеличивается прибыль успешно работающих организаций: если в 2017 году они суммарно заработали 40,2 млрд рублей, то в 2021 году - уже 151,9 млрд рублей. Работающая экономика закономерно укрепляет финансовую устойчивость Карелии. Как следствие – растут доходы консолидированного бюджета. Пять лет назад было 34,8 млрд, в нынешнем, как уже было сказано – более 70 млрд. И все это о регионе, который пять лет назад практически считался банкротом.

 

Наиболее зримым итогом работы финансистов правительства стали так называемые «февральские поправки Парфенчикова» - благодаря сложным финансовым решениям (для их объяснения нужно написать отдельную статью) в начале 2022 года удалось добавить в республиканский бюджет более 7,5 млрд рублей.

Бюджетная работа превращается в осязаемое народное благо – например, в новый томограф для Пудожской ЦРБ

На эти деньги в частности:

  • закупят современное оборудование для эндоскопического отделения Республиканской больницы;
  • создадут центр охраны репродуктивного здоровья (центр ЭКО) в Петрозаводске;
  • купят 11 квартир для медиков в Сортавале и Кондопоге;
  • приобретут новое помещение для городской поликлиники № 3 (рассматриваются площади, которые сейчас занимает один из банков), а для Пудожской ЦРБ — томограф.

 

И подобных статей расходов – еще десятки по каждой из социальных сфер. Отличная работа! Нужно еще.