30 ноября 2021, 20:32

Вся республика в одной книге. Ученые выпустили первый атлас Карелии

Атлас дает уникальное представление о жизни региона, но купить его физически невозможно

 

Текст, фото: Георгий Чентемиров

Где в Карелии больше всего волков? В каких реках течет хорошая вода, а в каких — плохая? В каком районе был зафиксирован самый лютый мороз? Сколько мы выращиваем картофеля и вылавливаем рыбы? Наконец, в каком приладожском поселке обосновалась буддистская община?

Ответы на эти и сотни других — иногда самых неожиданных! — вопросов можно получить в Атласе Республики Карелия. Эта книга, насчитывающая менее пятидесяти страниц, уникальна. Над ней трудились четыре десятка ученых Карельского научного центра РАН, ПетрГУ и Национального музея. И это — первый атлас в республике, выпущенный после того, как она перестала быть частью Советского Союза.

В атласе дается множество сведений о республике, начиная от геоморфологии или гидрографии и заканчивая историей и списком туристических объектов. Понятно, что в 2021 году львиную долю информации можно найти в интернете. Но есть несколько важных нюансов. Во-первых, каждая цифра и буква в атласе получена из официальных источников или научных трудов, проверена профильными специалистами. А во-вторых, сведения здесь представлены очень компактно и наглядно: все-таки это не просто справочник, а атлас, и львиную долю его занимают карты, на которых прекрасно видно, как обстоят дела в регионе.

Цифры на карте

Взять, к примеру, демографию. Смотрим на карту — и видим Лоухский район, закрашенный серым цветом. В чем дело? За считаные секунды узнаем, что здесь наихудший коэффициент рождаемости, наивысший коэффициент смертности, самый низкий коэффициент естественного прироста населения. Да и в целом демографическая карта республики раскрашена мрачными цветами; островок надежды — Костомукша, где неплохая рождаемость, самая низкая смертность и наивысший коэффициент естественного прироста.

К слову, о демографии. Из атласа же узнаем, что численность населения в Карелии с пикового значения в 791 тысячу человек (это 1989 год) рухнула до 618 тысяч в 2019 году. Причем основное снижение численности пришлось, как ни странно, не на девяностые, которыми нас так пугают, а на благостные годы стабильности и рывков с прорывами.

 

По информации, изложенной в атласе, можно судить о перспективах развития отдельных территорий. Смотрим на Муезерский район и видим, что здесь почти нет полезных ископаемых; почти нет сельского хозяйства и промышленности; минимальное число школьников. Даже туристическими объектами не похвастаешься. Будем честны: вряд ли приезжие ломанутся в поселок Тикша смотреть на могилу И. Роккачу — предводителя карельских повстанцев в борьбе против шведских захватчиков в конце ХVI века. И сразу становится понятно, почему Муезерский район традиционно называют одним из самых депрессивных в Карелии.

Вопрос с промышленностью вообще интересный. Сразу шесть районов республики в общем промышленном производстве имеют удельный вес менее одного процента. Еще четыре района вносят в общую промышленную копилку 1-2 процента. То есть промышленности в Карелии почти нет, кроме нескольких крупных центров, которые и кормят республику. Это тоже хорошо видно на соответствующей карте.

 

Сухие цифры иногда дают яркую картину и основательный повод для размышлений. Вот еще интересный факт. Количество школ в Карелии за минувшие полвека сократилось в четыре (!) раза: в 1965 году их насчитывалось 811, в 2019-м — лишь 197. Количество школьников тоже снизилось кратно — со 157 до 71 тысячи. Неплохая иллюстрация того, как жила Карелия последние десятилетия… Правда, количество студентов и учащихся несколько выросло. Очевидно, карельское профессиональное образование ценится за пределами республики и сюда едут его получать.

Есть в атласе и совсем неожиданные для массового читателя открытия. Как вам тот факт, что в поселке Хаапалампи зарегистрирована буддистская община? А мороз -56 градусов, зарегистрированный в Олонецком районе? И не удивительно ли, что количество национальных общественных организаций карелов в республике равно числу... казачьих объединений?

Фото: Наталья Ермолина

 

Знания в народ

Ясное дело, есть у издания и минусы. Создатели атласа признают, что информация, поданная в печатном виде, неизбежно будет устаревать. Так, в разделе «Сельхозпредприятия» указан совхоз «Маяк», который уже не работает. Наверное, при должном упорстве можно найти и другие подобные огрехи, однако суть атласа — не в молниеносном обновлении данных, а в его всеохватности.

С этим, однако, тоже проблемы — правда, уже не относящиеся к содержанию. Один из создателей атласа Николай Филатов говорит, что предыдущий подобный труд, изданный в 1989 году, был напечатан в 79 тысячах экземпляров. Его можно было найти в любом доме, в любой квартире. Новый атлас издан тиражом… 500 экземпляров. 

Причина такого скромного показателя проста. Атлас создавался по инициативе КарНЦ на грант Русского географического общества. 500 экземпляров — все, на что дали денег. Атлас направят в библиотеки и школы республики, однако на всех желающих его явно не хватит. Многие хотели бы купить издание, но даже это сделать сейчас невозможно.

Руководитель Карельского  научного центра Ольга Бахмет пояснила: чтобы атлас напечатали массовым тиражом, этого должны захотеть региональные чиновники:

«Я абсолютно убеждена, что органы власти заинтересованы в такой работе. Трудно назвать министерство, которое к нам еще не обращалось за атласом».

— Я уверена, что руководство республики обратится с инициативой о финансировании большего количества изданий этого атласа. Дальше нам надо наладить системную работу по обновлению этих материалов и быстрому их размещению для общего пользования, — сказала Ольга Бахмет.

А Николай Филатов напомнил: предыдущий атлас, изданный в конце 80-х, делался по заказу карельских властей.

Карельское правительство помогало в создании атласа: многие министерства и ведомства предоставляли для него официальные данные. Согласятся ли они финансировать переиздание книги массовым тиражом, пока неизвестно. Портал «Петрозаводск говорит» задал соответствующий вопрос пресс-службе правительства, ответ мы еще не получили. Пока что в КарНЦ думают, как опубликовать собранную информацию в интернете: сейчас это сделать невозможно из-за лицензионного договора.