12 сентября 2023, 16:40

В рекреационной зоне Петрозаводска продолжается скандальная стройка

Предприниматель, арендовавший землю под яхт-клуб, отделался смешными штрафами

Текст и фото: Антонина Кябелева

Весной 2023 года петрозаводчане стали жаловаться на подозрительную стройку, которая развернулась в местечке Сайнаволок на берегу Онежского озера. На место происшествия выезжали депутаты ЗС РК и Петросовета, сотрудники полиции, журналисты. В отношении индивидуального предпринимателя А. Григорьева составлялись протоколы об административных правонарушениях, ему назначались штрафы. Несмотря на это, ситуация становится все более тревожной.

В конце августа журналист нашего издания и депутат Петросовета Ольга Тужикова вновь побывали в Сайнаволоке, где предприниматель Григорьев упорно продолжает начатое.

Информация о том, что прямо в Онежское озеро сбрасывается строительный мусор, стали поступать от жителей Петрозаводска в мае 2023 года. На место происшествия тогда выехали  депутаты горсовета Ольга Тужикова, Дмитрий Рыбаков и депутат ЗС РК Эмилия Слабунова. На дороге, ведущей к озеру, возвышались горы строительного мусора с торчащей арматурой. Сама дорога была демонтирована. Информация о возможном правонарушении была передана в полицию.

 

Выяснилось, что земельный участок Григорьев получил в аренду для организации яхт-клуба. Ольга Тужикова вспомнила, что в присутствии трех депутатов Григорьев рассказал, что по поводу создания яхт-клуба у него была встреча с теперь уже бывшим мэром Петрозаводска Владимиром Любарским и он обо всем с ним договорился. Понятно, что если и были договоренности, то они носили неофициальный характер. Во всяком случае, никакого документального подтверждения того, что конкретно разрешил Любарский делать предпринимателю в рамках организации яхт-клуба, нам обнаружить не удалось. Но то, что Григорьев чувствует себя весьма уверенно, сбрасывая в Онежское озеро строительный мусор, заметно, что называется, невооруженным взглядом.

В июне вместе с Тужиковой мы посетили Сайнаволок, который относится к рекреационной зоне карельской столицы. Поблизости от мола, который предприниматель активно расширяет с помощью строительных отходов, появился забор с надписью, запрещающей проход и проезд. Но забор не мог скрыть тяжелой техники, лихо орудующей на гидротехническом сооружении. КамАЗ прямо на наших глазах вывалил очередную порцию отходов и уехал.

Обойдя забор, мы очутились на разбитой дороге с кучами отходов камнеобработки на обочине. Вновь пришлось вызывать наряд полиции, чтобы зафиксировать правонарушение.

В июле Ольга Тужикова получила ответ из УМВД по Петрозаводску, в котором сообщалось о проведенной в мае 2023 года проверке. По ее результатам в отношении предпринимателя А. Григорьева были составлены протоколы об административных правонарушениях сразу по трем статьям КоАП РФ – 7.6 (самовольное занятие водного объекта), ч.1 ст. 8.2 (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды) и ч.1 ст.8.42 (нарушение спецрежима осуществления хозяйственной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта). Из полиции сообщили, что протоколы направлены для рассмотрения в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора.

Я направила запрос в Балтийско-Арктическое межрегиональное управление Росприроднадзора, пытаясь узнать о результатах рассмотрения протоколов. Мне пришел официальный ответ, в котором сообщалось, что 19 апреля 2023 года в отношении Григорьева из Минприроды Карелии поступил протокол об административном правонарушении по статье ч.1 ст.8.2 КоАП РФ (несоблюдение требований в области охраны окружающей среды). Затем 3 июля из УМВД России по Петрозаводску поступили еще два протокола об административных правонарушениях по статье 7.6 КоАП РФ (самовольное занятие водного объекта) и ч.1 ст.8.42 КоАП РФ (нарушение спецрежима осуществления хозяйственной деятельности на прибрежной защитной полосе водного объекта).

 

В результате рассмотрения, сообщили в Росприроднадзоре, в связи с истечением срока давности административное дело по статье о самовольном занятии водного объекта было прекращено. 

По остальным двум административным делам назначено наказание в виде штрафа в 8 и 10 тысяч рублей соответственно.

В августе вместе с депутатом Ольгой Тужиковой мы предприняли попытку найти «административные следы» посещения сотрудниками полиции места реконструкции мола в июне 2023 года. В полиции не смогли найти информации о составленных административных делах в отношении Григорьева. В природоохранной прокуратуре также сказали, что никаких административных дел на Григорьева у них нет.

 

После безуспешных попыток выяснить, были ли составлены административные протоколы и по каким статьям, мы вновь посетили Сайнаволок. Первое, что бросилось в глаза, - это отсутствие на дороге строительных отходов. Правда, осталось загадкой, куда их вывезли. Не исключено, что частично использовали для расширения мола, фактически сбросив куски бетона прямо в озеро.

 

Сам мол тоже изменился. Сверху отходы камнеобработки были засыпаны песком. Песок в некоторых местах уже основательно просел. По бокам мола по-прежнему из строительных отходов торчала арматура. Ольга Тужикова вновь обратилась в полицию с информацией о том, что предприниматель продолжает нарушать законодательство.

Тужикова вспомнила, что обращалась по телефону в отдел водных ресурсов по РК Невско-Ладожского Бассейнового водного управления, где ей подтвердили, что у предпринимателя есть разрешение только на размещение плавсредств, а согласование на реконструкцию мола и ведение строительных работ он не получал.

 

«Человек без согласования завалил озеро отходами. Продолжается загрязнение Онежского озера строительными отходами, строительным мусором, арматурой, сыпучими фракциями»,

- сказала Тужикова.

Она обратила внимание еще на одну необычную деталь. Уходящий в озеро мол, на котором идут активные работы, каким-то странным образом превратился в земельный участок с кадастровым номером 10:09:0040101:1.

Как сообщили в карельском филиале Роскадастра, сведения о земельном участке 10:09:0040101:1 были внесены в государственный земельный кадастр (в настоящее время ЕГРН) в мае 2003 года, в том числе на основании постановления администрации местного самоуправления Прионежского района от 4 февраля 2000 года «О предоставлении земельного участка ЗАО «Экотек-Росика». На момент постановки участка на учет он был в составе более крупного земельного участка. «С 13.07.2023 г. запись о земельном участке с кадастровым номером 10:09:0040101:1 является «архивной», объект недвижимости представляет собой обособленный участок, входящий в состав единого землепользования с кадастровым номером 10:00:0000000:16, запись о котором также имеет статус «архивная», - сказано в ответе Роскадастра.

 

«Если это искусственно созданный земельный участок, а такое возможно по закону, то на его укрепление и расширение тоже нужна соответствующая документация. Если это гидротехническое сооружение, то тоже нужно разрешение на его реконструкцию»,

- заметила депутат Петросовета.

По ее мнению, использование строительных отходов, песка, безопасность которых официально не подтверждена, - это повод для серьезной проверки со стороны природоохранных и надзорных ведомств.

 

Пока, правда, такое впечатление, что в Карелии надзорные органы, которые должны следить за соблюдением природоохранного законодательства, находятся в состоянии анабиоза.

Депутаты неоднократно выезжали в Сайнаволок, чтобы зафиксировать сомнительную стройку. Туда приезжали сотрудники полиции, составляющие протоколы об административном правонарушении. О происходящем рассказывали журналисты. И что в итоге? Григорьев продолжает засыпать в озеро строительные отходы, экологическая безопасность которых вызывает серьезные опасения.

Заметим, это происходит не в какой-то глухой деревне на берегу лесного озера, куда сотрудникам правоохранительных органов трудно добраться. Это происходит в карельской столице, в рекреационной зоне, на берегу Онежского озера, одного из крупнейших источников питьевой воды в России. Неужели нужны еще какие-то аргументы, чтобы на происходящее обратили внимание те, кому государство доверило следить за соблюдением законодательства?