Сумрачный Петрозаводск. Освещение улиц не соответствует нормативам
Текст: Николай Денисов
Трудно сказать почему, но в Петрозаводске традиционно мало обращали внимание на реальное освещение улиц. Да, по заданию коммунальщиков Ивановский энергетический институт разработал схему уличного освещения города, но ее не придерживались при проектировании новых улиц. В результате и магистральные, и улицы местного значения освещались одинаково, по нормам последних. Петрозаводская электросеть и органы госнадзора спокойно реагировали на это. Может быть, это было связано с тем, что городские власти часто экономили на этой статье расхода. По крайней мере, так было в 90-х годах прошлого века. К XXI веку из магистральных городских улиц нормативно были освещены только три проспекта (Карла Маркса, Ленина, Лесной), ул. Чапаева, Лососинское шоссе (в пределах застройки) и реконструированный участок ул. Шотмана,
Новые светильники
Между тем еще в 2012 году Австрия и Германия полностью отказались от натриевых ламп уличного освещения в пользу светодиодных светильников, дающих недорогое и надежное освещение объектов. В 2014 году, следуя прогрессу, тогдашний глава Петрозаводска Галина Ширшина с согласия Петросовета заключила энергосервисный контракт с «Балтэнергоэффектом» на реконструкцию уличного освещения города с заменой существующих светильников на энергосберегающие светодиодные. Судя по открытым источникам, из 16 тысяч светильников по городу было заменено около 14 тысяч. При этом освещение было восстановлено и там, где оно годами отсутствовало.
Петрозаводск не вложил в эту работу собственные средства. Компания за свой счет установила новые менее энергоемкие светильники. По энергосервисному контракту сэкономленные средства по представленным актам администрация города должна была перечислять «Балтэнергоэффекту» в качестве оплаты работы, но она отказалась выполнять условия контракта, требуя прежде обеспечить нормативную освещенность.
На претензии города к качеству освещения директор «Балтэнергоэффекта» Алексей Глухов отвечал, что до реализации контракта освещение улиц было не лучше, хотя и по его вине существенно померкли городские магистрали. Судя по всему, подрядчик проводил замену светильников не по равноценному световому потоку, а подбирая их по мощности заменяемых ламп и без учета светоотражающей способности проезжей части. Заметим, в Карелии применяются более темные, а следовательно, более светопоглощающие, нежели в соседней Ленинградской области, наполнители асфальта.
К тому же в ходе замены светильников были проигнорированы нормативные параметры освещенности всех магистральных улиц города, в том числе и тех, которые прежде были освещены в соответствии с нормами.
В результате город погрузился в еще больший сумрак. Таким образом, была упущена реальная возможность довести освещенность всех магистральных улиц города до нормативных показателей, ведь светодиодные светильники реально дают существенную экономию электроэнергии (хотя порой и не такую, которую заявляют их изготовители).
Такая «темная реконструкция» не лучшим образом сказалась на привлекательности города, ведь наружное освещение городской территории является одним из важнейших элементов создания комфортной для проживания среды. При помощи уличного освещения, архитектурной подсветки городу может быть придан красивый неповторимый облик. Мы много говорим о развитии туризма, но вряд ли полуосвещенный и полуубранный город сможет привлечь туристические потоки.
Тема не в приоритете
Освещение подчиняется ряду норм и правил, призванных украшать город, повышать качество жизни горожан; обеспечивать безопасность и комфорт. Освещение районных магистралей, таких как улицы Ровио, Ленинградская, должно быть в 1,5 раза выше рядовых местных улиц, а городских магистралей, таких как Комсомольский проспект, набережная Варкауса, почти в два раза выше местных улиц.
Неумолимая статистика свидетельствует, что в грамотно освещенном городе или поселке снижается количество дорожно-транспортных происшествий в ночное время и уличная преступность. Насколько же власть имущим нужно не любить город, в котором они живут, и быть равнодушными к проблеме его освещенности, чтобы игнорировать ее на протяжении многих лет?
Правда, последние пять лет показали, что грамотные проектировщики в состоянии обеспечить нормативные параметры освещения современными светодиодными светильниками, например на улицах Сыктывкарской (на участке от ул. Чкалова до Лесного пр.), Чистой, в квартале «Каскад». К сожалению, есть и обратные примеры. Это сумрачное освещение реконструированного участка бульвара по Березовой аллее, смазавшее всю сделанную работу. Городским властям нужно поучиться у акционерного общества «Век», должным образом осветившего второстепенный бульвар в квартале «Каскад» (проезд Баскова).
Сейчас продолжается строительство улицы Куйбышева до улицы Ленинградской. Новой администрации города желательно повторно рассмотреть проект освещения строящегося участка магистрали: соответствует ли оно нормам? Неплохо бы проконтролировать качество освещения улиц «Правды» и Репникова после проведенной в этом году модернизации освещения.
В перечень улиц по модернизации освещения в 2021 году включены в основном улицы местного значения, за исключением участка пересечения этих улиц и транспортной развязки Первомайского проспекта, Шуйского шоссе с улицей Заводской. При таких темпах модернизации городского освещения и четверти века не хватит для ее должного проведения даже на магистральных улицах.
Видимо, городской администрации пока не интересна работа, результаты которой будут видны не скоро. Печально, но проблема с освещением города не интересует ни одного из избранных депутатов, ведь ни один из них не называл ее в качестве приоритетной.
Между тем освещение городских улиц является неотъемлемой частью дорожной инфраструктуры и может решаться, например, в рамках проекта «Безопасные и качественные дороги» во время ремонта улиц, может быть, даже в ущерб их количеству. Так, отремонтированный в этом году участок ул. Сыктывкарской мог бы подождать, да и другие улицы можно было оставить с бетонным бортовым камнем.
Но и этого для обеспечения должного освещения в короткие сроки будет мало. Нужны программа реализации модернизации освещения города, обеспечивающая ликвидацию прошлых огрехов, и необходимое финансирование. Для этого надо привлечь опытных специалистов, например, удачно занимавшихся реконструкцией освещения в Костомукше и постаравшихся учесть негативный опыт петрозаводчан. Перед началом работ там были составлены с подрядчиком технические условия, прописаны необходимые параметры по уровню освещенности, предусмотрены антивандальное исполнение, адаптация крепления к существующим консолям. В городе были установлены тестовые образцы и замерен уровень освещенности. Кстати, сравнение характеристик оказалось в пользу новых светодиодных светильников.
Для решения проблемы нормального освещения Петрозаводска необходимо разработать, конечно же при участии квалифицированных специалистов, план и единую концепцию освещения всех частей города. Старая схема освещения середины 1990-х годов актуальна и сегодня в части нормативных параметров освещения, но она, вероятно, забыта из-за частой ротации кадров в администрации города. По правилам этот документ должен храниться в архиве управления коммунального хозяйства до разработки нового.
Во время разработки плана, концепции, схемы необходимо выявить проблемные участки, подобные пешеходной дорожке по Березовой аллее в месте, где она примыкает к улице Сыктывкарской: тут вообще нет освещения, оно не было предусмотрено проектом!
Нужны первоочередные мероприятия по реконструкции (модернизации) освещения магистральных улиц Петрозаводска и его исторической части. В исторической части города желательна установка соответствующих дизайнерских светильников со светодиодами с теплым белым светом. И затем последовательно и грамотно проводить работу по доведению параметров освещения Петрозаводска до нормативных. Наш город очень нуждается в комфортной среде. Более того, он достоин ее. Главное, чтобы не было: «Хотели как лучше, а получилось как всегда».