Слухи об объединении двух театральных трупп появились в Петрозаводске

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 23 мая в 1997 году.

Ровно 20 лет назад бурно обсуждался Договор об объединении России и Белоруссии. В течение месяца Карельский центр политических и социальных исследований проводил опрос на заданную тему.

Правда, в основном — среди политических и общественных деятелей республики. Руководитель центра, журналист и политолог Анатолий Цыганков рассказал о результатах: «Нет людей, кто бы протестовал против союза категорически. Кроме одной организации. Все остальные — за союз, и левые, и правые. Единственное, у всех отличается форма воссоединения. Организации, которые характеризуются, как правые, они в большей мере рассуждают на тему экономического воссоединения. Организации лево-ориентированные говорят о безусловном и необходимом объединении».

Сами политики также обсуждали предполагаемый союз. Еще в конце апреля 1997 года Законодательное собрание республики высказалось достаточно единодушно. Депутат от коммунистов Борис Тюков сообщил: «На мой взгляд невозможно сегодня не приветствовать договор с республикой Беларусь, с нашей бывшей союзной республикой. Мы, не получив сегодня возможностей для интеграции нашей экономики с Беларусью, только теряем. Второе: ведь сегодня прозападные националистические круги в Белоруссии, препятствующие образованию этого союза, видят совершенно иные цели на дальнейшее содружество с западными державами, вхождении Белоруссии в блок НАТО и соответственно приближении его границ к Российской Федерации. Чего допустить, безусловно, нельзя».

Как всегда осторожен был в оценках министр внешних связей Карелии Валерий Шлямин: «Авторы проекта Устава союза Белоруссии и России предлагают путь к объединенному государству. Я думаю, россиянам очень важно знать, с открытыми глазами смотреть — какое же государство предлагается. Принимая Белоруссию в союз с Россией, или Россию в союз с Белоруссией, мы должны понимать, что если это конфедерация, то тогда немедленно многие члены или субъекты федерации могут поставить вопрос о том, а кто они такие сегодня? То есть поставить вопрос о том, что и они хотели бы быть такими, как Беларусь. Поэтому мне кажется, что и гражданам Белоруссии, и гражданам России не нужно спешить объединяться в союз непонятного государства». Однако, похоже, что гражданам просто было некогда зарываться столь глубоко в суть вопроса.

«Большинство людей, которые участвовали в различных формах опроса, высказываются в поддержку данного воссоединения, ориентируясь прежде всего на какие-то собственные эмоциональные восприятия. То есть не вдаваясь ни в суть документа, который, как правило, не читал никто, не вдаваясь в обсуждения последних законов или норм. Речь идет о генетической памяти прошлых лет», - отметил Цыганков.

Когда в какой-то директиве чиновников появляются слова: «Нужно сделать этот процесс по возможности безболезненным», ничего кроме дружного смеха это не вызывает. Потому что за такой формулировкой обычно на практике следуют жуткие репрессии. В мае 1997 года документ некоей рабочей группы, работавшей над вопросом реорганизации сферы культуры в условиях финансового кризиса, попал в руки художественного руководителя театра «Творческая мастерская» Ивана Петрова, что последнего повергло просто в смятение.

Он тут же созвал пресс-конференцию, чтобы немедленно проинформировать общественность о том, что и он, и вся его труппа категорически против высказанных рабочей группой предложений. А именно речь 20 лет назад впервые всерьез зашла об объединении двух театральных трупп — Русской драмы и «ТМ».

Таким было 23 мая ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1997 году? Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности