27 апреля 2022, 20:45

Семья из Петрозаводска решилась на банкротство и осталась на улице

Супруги уверены, что стали жертвой некомпетентного юриста 

Текст и фото: Антонина Кябелева 

Процедура банкротства физических лиц только внешне кажется удачным выходом, чтобы избавиться от накопившихся долгов. В ней таится столько скрытых опасностей, что далеко не каждый специалист способен грамотно взвесить все плюсы и минусы и заранее предсказать, что ждет гражданина в результате.

Супруги из Петрозаводска Елена и Роман почувствовали, что не справляются с долгами, в конце 2019 года. Они проконсультировались с юристом, и в январе 2020 года Елена заключила с ним договор, чтобы он взял на себя сопровождение процедуры банкротства. 

Спустя два года супруги вместе с маленьким сыном фактически оказались на улице, лишившись своего единственного жилья. Они винят в этом неграмотного юриста, который фактически ввел их в заблуждение, а также свою наивность и неосведомленность в сложных юридических вопросах. Они рассказали свою историю, чтобы другие семьи были более осмотрительны и не попадались на тот же крючок, который некоторые специалисты то ли ради собственной выгоды, то ли из-за юридической некомпетентности самоуверенно забрасывают своим клиентам. 

Роман и Елена воспитывают пятилетнего сына. В свое время они купили в кредит однокомнатную квартиру и, когда кредит был погашен, задумались над улучшением жилищных условий. Они вновь оформили ипотеку и приобрели трехкомнатную квартиру в новом микрорайоне на Древлянке. Супруги активно обустраивали новую квартиру, сделали ремонт, оборудовали детскую для сына. Денег не хватало, и Елена активно брала деньги взаймы.

«У нас были кредит и ипотека. Тянули, все было хорошо. Получилось так, что взяли еще кредит, которым закрыли другой кредит. Кредит на кредит, из одной ипотеки в другую ипотеку, постепенно залезли в долги. Когда в «однушке» жили, было значительно легче»,

- рассказал Роман.  

Елена имела постоянную работу и параллельно занимается предпринимательской деятельностью. Роман трудится в сфере грузоперевозок. В 2019 году Елена потеряла постоянную работу, что очень быстро сказалось на доходах семьи. Ежемесячный платеж по всем взятым кредитам составлял около 120 тысяч рублей. Супруги осознали, что такие платежи им уже не потянуть.

«Мы поняли, что у нас очень много обязательств, а платить мы по ним уже не можем»,

- сказала Елена.  

 

Как объяснил Роман, о возможности банкротства для физических лиц он узнал случайно из интернета: «Когда нас кредиты конкретно стали подпирать, мы стали искать юриста, который занимается банкротством. Пришли к нему на консультацию, рассказали, что у нас есть ребенок, что у нас единственное жилье, которое мы взяли по ипотеке, что у нас другие кредиты, а автомобиль находится в залоге. Юрист убедил, что в случае банкротства квартира останется за нами, так как я являюсь поручителем, а машину не реализуют, так как она в залоге». 

После первой консультации супруги поспешили заключить договор на оказание юридических услуг. Сейчас они понимают, что нужно было как минимум обратиться к какому-нибудь другому специалисту, чтобы, как говорится, «сверить показания». За сопровождение процедуры банкротства Роман и Елена заплатили 150 тысяч рублей.

«Перед тем как заключить договор, юрист нас предупредил, что мы не сможем в течение пяти лет брать кредиты, жена не сможет работать бухгалтером, занимать руководящие должности, быть учредителем компании. Я удивился: «И все?» Он подтвердил, что это все ограничения. А то, что у нас все отнимут и мы останемся с сумками на улице, этого, конечно, он не сказал»,

- с возмущением заметил Роман.

В марте 2020 года Арбитражный суд РК признал Елену банкротом и ввел процедуру реализации имущества: «В августе мне позвонил юрист и сказал, что конкурсный управляющий прекращает процедуру, так как я не выхожу с ним на связь. Я об этом не знала. Мне пришлось прийти на судебное заседание, где я переговорила с конкурсным управляющим и открыла для себя много нового. Я полностью доверяла юристу, у меня и мысли не было, что он некомпетентен».

 

Тем временем банк занялся продажей квартиры. «Когда узнала, что банк квартиру продает и на сайте "Авито" уже объявление появилось, я спросила у юриста, как такое возможно. Он успокоил, что сделку можно будет оспорить через суд и он ее отменит», - рассказала Елена. В начале 2021 года квартира была продана. 

«Жена с сыном после вечерней прогулки поднимаются в квартиру. А перед дверью стоит риелтор из Москвы и сообщает, что он купил нашу квартиру»,

- сказал Роман.

Семья не спешила освободить квартиру, надеясь, что сделку можно будет оспорить. К тому моменту супруги уже обратились за помощью к другому юристу. «Он, когда вник в дело, за голову схватился. По его словам, изначально ввязываться в процедуру банкротства, имея ипотечное жилье, не было смысла, так как квартиру точно отобрали бы», - добавил Роман.

По совету второго юриста супруги обратились в суд, пытаясь признать договор на оказание юридических услуг расторгнутым и вернуть выплаченные по нему деньги. В суде супруги напирали на то, что их ввели в заблуждение, и поэтому они лишились единственного жилья. И Петрозаводский городской суд, и Верховный суд РК отказали в удовлетворении иска, отметив, что при оказании юридической помощи «оплачивается не сам результат, а деятельность по предоставлению юридических услуг». 

 

В ближайшие дни семья должна выехать из своей квартиры. Новый собственник через суд добился оплаты семьей еще и арендной платы в размере 36 тысяч рублей в месяц. Машина тоже находится в стадии продажи. 

«Пугает то, что все мы остались без прописки. Ребенок тоже без прописки. Через полтора года ему идти в школу. Мы не знаем, что нам дальше делать и в какие двери стучаться. Роман уже ходил и в администрацию Петрозаводска, и к уполномоченному по правам ребенка. Нам дали понять, что это наши проблемы»,

- сказала Елена. 

Эта история — лишнее подтверждение тому, что, не зная юридических тонкостей процедуры банкротства, в нее лучше не ввязываться. Теоретически граждане могут столкнуться не только с различными ухищрениями, на которые пускаются юристы и управляющие ради личной выгоды, но и с непрозрачностью торгов, когда имущество продается по явно заниженной цене. Тонкий лед финансовой несостоятельности может обернуться для должников горьким разочарованием и серьезными финансовыми потерями, как это случилось с Романом и Еленой. 

С 1 апреля 2022 года правительство России ввело на полгода мораторий на банкротство. Он не распространяется на застройщиков недвижимости, включенной в реестр проблемных объектов. Также введенный мораторий не означает, что граждане не могут обращаться в суд с заявлением о признании их банкротами. По данным издания «Деловой Петербург», в 2022 году снизились темпы роста личных банкротств: «Если в первом квартале 2021 года число несостоятельных россиян выросло на 81,4% к аналогичному периоду 2020-го, то прирост за первые три месяца текущего года составил всего 33,6%, если сравнивать с минувшим годом».

Как показывает статистика, все больше граждан обращаются в суд о признании финансовой несостоятельности. Это означает, что риск оказаться обманутыми в своих надеждах по-прежнему весьма велик.