Место для протеста: разбираемся, где и как провести публичную акцию
Конституционный суд России запретил региональным чиновникам произвольно ограничивать места для проведения публичных мероприятий. Речь шла о запретах, введенных в некоторых регионах России. Например, в Коми нельзя было проводить массовые акции вблизи зданий органов власти. Такие нормы КС признал не соответствующими Конституции.
«Реагирование публичной власти на подготовку и проведение собраний, митингов, демонстраций, шествий и пикетирования должно быть нейтральным и нацеленным на обеспечение необходимых условий для правомерного осуществления гражданами и их объединениями права на свободу мирных собраний», – отмечено в постановлении суда.
Как сообщили порталу «Петрозаводск говорит» в МВД по Карелии, в нашем регионе подобных ограничений нет. Однако есть другие, ничуть не менее значительные. Для начала, проведение публичных мероприятий в Карелии регламентируется федеральным законом. Организаторы митингов и шествий не ранее чем за 15 и не позднее чем за 10 дней должны уведомить органы местного самоуправления о своих планах. Если мероприятие пройдет на территории государственных объектов, необходимо еще одно согласование – с Госкомитетом по безопасности жизнедеятельности. К примеру, такое разрешение нужно, если планируется шествие по проспекту Карла Маркса, а вот для акции на площади Гагарина оно уже не требуется.
Никаких согласований и уведомлений не нужно для проведения одиночных пикетов. Правда, и здесь есть несколько нюансов. Во-первых, одиночный пикет не предполагает возведения каких-либо конструкций. Во-вторых, если пикетчиков несколько, они, согласно норме регионального закона о митингах, должны находиться друг от друга на расстоянии не менее 40 метров. Наконец, нельзя проводить публичные мероприятия в непосредственной близости от некоторых объектов – путепроводов и железных дорог, ЛЭП, резиденций президента России, учреждений ФСИН, зданий судов. Из этого, кстати, следует интересная коллизия. Возле здания карельского правительства пикетировать можно, а возле здания карельского парламента – нельзя, потому что там же находится региональный Конституционный суд.
По идее, не нужно никого информировать, если проводишь мероприятие в так называемом гайд-парке. Их в Карелии несколько десятков: площади, стадионы и даже актовые залы. Но ограничения есть и здесь! Так, в региональном законе прописаны «нормы предельной заполняемости» для гайд-парков: на открытой территории и в помещениях, не оборудованных зрительскими местами, – не более одного человека на квадратный метр; в залах, где есть зрительские кресла, – в соответствии с количеством установленных стационарных мест. То есть, получается, если в актовом зале костомукшской администрации всем участникам публичного мероприятия не хватит сидячих мест, это будет расцениваться как нарушение.
Несмотря на наличие «нормы заполняемости», организатору акции в гайд-парке также придется заранее уведомить чиновников, если на мероприятии ожидается более сотни участников. Если уведомления не было, а народу пришло много, «лишних» людей просто не пустят. К примеру, в прошлом году полицейские попытались не пустить на митинг против пенсионной реформы фотографа «Столицы на Онего»: внутрь ограждения к тому моменту прошло как раз сто человек, и стражи порядка посчитали, что фотокорреспондент будет сто первым.
Территории гайд-парков определяются региональным правительством, и здесь кроется еще один инструмент, с помощью которого власти ограничивают права граждан на мирные собрания. В 2013 году, когда в Карелии и появились гайд-парки, в Петрозаводске были выделены три зоны – площадь Кирова, Студенческий бульвар, площадка в устье реки Лососинки на Онежской набережной. Но в постановление несколько раз вносили изменения, и теперь гражданам разрешено собираться в устье Лососинки и на улице Ботанической – на самом отшибе, едва ли не в лесу.
Разумеется, собираться на пустыре в Соломенном никто не хочет, и организаторы пикетов раз за разом заявляются на площадку в устье реки Лососинки. Однако на нее много охотников, чьи мероприятия удивительным образом совпадают по времени с протестными акциями. Это приводит к эксцессам. Например, в январе 2018 года полиция задержала сторонников Алексея Навального, которые собрались на Онежской набережной. Акция проходила на территории гайд-парка, но официально площадка была отдана под согласованное мероприятие – патриотическую велогонку. Дело было вечером, и к концу соревнований велосипедисты катались, освещаемые фарами автозаков.
В российском законодательстве есть еще одна статья, регулирующая проведение массовых мероприятий. Звучит она так: «Граждане Российской Федерации имеют право собираться мирно, без оружия, проводить собрания, митинги и демонстрации, шествия и пикетирование». Это 31-я статья Конституции, главного закона страны. Но с учетом описанных выше ограничений можно считать, что данную норму органы власти, в том числе и в Карелии, из применения исключили.