24 декабря 2019, 08:00

Карелию предложили сделать полигоном для эксперимента в армии

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 24 декабря в 1999 году

В Москве, на заседании Совета Федерации ровно 20 лет назад основной темой обсуждения стал вопрос об альтернативной службе. С предложением обсудить этот вопрос вышли в Совфед глава правительства Карелии Сергей Катанандов и председатель ЗС РК Валентина Пивненко при широкой общественной поддержке. Они предлагали сделать нашу республику экспериментальным полигоном для прохождения альтернативной службы. После того, как вступит в силу закон о ней. Последнее возымело широкий отклик у общественности.

«В поддержку последнего закона в Карелии общественно-политической организацией «Отечество - Вся Россия» собрано 80 тысяч подписей», - отметил председатель правительства РК. Закон об альтернативной службой в парламенте был принят уже во втором чтении. Но оставался неподписанным. Дальше ждать милостей от центра жители республики были не намерены. Поэтому правительство и Законодательное собрание активизировали работу с местными военкоматами, чтобы изменить отношение военных к альтернативке. «Военкоматы относятся к этому осторожно и может быть отчасти пока с не очень большим доверием», - сообщила Валентина Пивненко, которая связывала это с занятостью военных.

Ведь в те годы разгорелся вооруженный конфликт в Чечне, и чиновники от армии загружены запросами родителей, дети которых служат в горячих точках. Кстати, Валентина Николаевна сама лично съездила в Чечню, где проходили службу карельские ребята. Правда, иной раз работа военкомов была доведена до абсурда: «Военному комиссару в город Петрозаводск, члену Совета Федерации (не называя моей фамилии) и моей избирательнице Толовиной в Шую пишут, что «на ваш запрос сообщаю, что по возможности войсковой части 20-115 рядовой Пивненко В.Н. по окончании обучения будет направлен в одну из частей Ленинградского военного округа. Повестка, можно сказать, у меня на руках уже есть. Вот это пример того, как пишут. Полковник Сметанкин, командир войсковой части», - засмеялась Пивненко. Однако, принять закон и не подкрепить его экономически невозможно. Шли разговоры о том, что альтернативщиков некуда будет устраивать на работы и нечем оплачивать их труд. Однако, члены СовФеда утверждали, что это далеко не так.

Катанандов пояснил: «Объективно созрели предпосылки для того, чтобы мы начали более активно действовать. Мы должны прогнозировать ситуацию. Война должна закончиться. Экономическая ситуация обязана улучшаться. И исходя из этого мы должны думать о будущем». Члены СовФеда от Карелии направили обращение к премьеру России Владимиру Путину, в котором они просили одобрить эту инициативу. Все зависело от него и нового состава депутатского корпуса (выборы прошли в декабре 1999 года). В связи с этим глава правительства Карелии заявил: «Проблема не в армии. Проблема в обществе. У меня никаких сомнений нет, что если останется набор Думы такой же, как прежде, будет такой же и итог альтернативной службы».

Несмотря на огромное количество появившихся в городе студий и школ фотомоделей, возможности показать новые коллекции у юных дизайнеров невелики. Но в ночь перед католическим Рождеством городские художники все же организовали шоу, в котором участвовали создатели одежды от 8 до 15 лет. Дизайнеры, озабоченные имиджем своих юных подопечных знали, из «какого сора» рождались коллекции одежды. «Малыши, они как бы из мелочи всё создают. Они собирают бусинки, камешки какие-то, что-то еще. В общем и целом получается очень оригинально», - похвалила своих воспитанниц Оля, руководитель студии «Белоснежка» при Лицее №1. Юные дизайнеры самостоятельно разрабатывали и воплощали в жизнь коллекции одежды. В ход шло все: от полиэтилена, пенопласта и фольги до кока-кольных стаканчиков. Подобные шоу-программы устраивали крайне редко. Но в ночь перед Рождеством случаются чудеса. Днем на сцене дискотеки «Мираж», что расположилась в здании кинотеатра «Калевала», блистали юные дамы. Ну а с 1 часу до 4 утра манекенным шагом здесь прошлась взрослая аудитория. Разделение не случайно: знатоки в голос твердили, что детская мода отличается от взрослой. Во всяком случае, на вопрос: существует ли детская мода, они отвечают однозначно:

«Да, существует. Но я бы не сказала, что сейчас в наших магазинах именно малышки могут одеться так, как бы они хотели. Они смотрят в основном сериалы. Смотрят, как одеваются там, и пытаются создать свой образ». А на этот раз образ был навеян новогодними праздниками. Показательные коллекции включали в себя фантазии на тему Снежной королевы, Метелицы и прочих новогодних атрибутов. Но несмотря на буйство полиэтилена, у взрослых дизайнеров были для юных художников напутствие на будущее: «Хотелось бы, честно говоря, чтобы они оставались женственными, девочки. Они как бы все больше на мальчишек становятся похожи, особенно со спины иногда трудно понять. Вот эти все штаны, шапки, ужимки и все остальное».

А на улицах Петрозаводска в этот день началась продажа новогодних елок. Но похоже, что в том году они уступали в популярности своим искусственным сородичам. Первый и пока единственный пункт продажи елок был открыт на улице Мерецкова. По свидетельству продавца, граждане пока не проявляли особого интереса к товару. Может быть, слишком рано, а может быть не устраивали цены. По планам, в городе должно было появиться 21 место продажи елок. В основном возле традиционных мест торговли. На рынках, например. Однако, и заготовители не слишком спешили завалить город пушистыми красавицами, памятуя, возможно, о прошлом годе, когда значительная часть товара так и осталась непроданной и отправилась на свалку. Заготовку в 1999 году доверили фермерским хозяйствам и другим частным предприятиям, которым выписали лесорубочные билеты в окрестностях Гирваса, Ладвы и Шокши. Цена за елку варьировалась: до 1 метра — 20 рублей. От 1 метра до полутора — 30 рублей. От полутора до двух метров — 40 рублей. Более ходовым товаром оказались искусственные деревья. За последнюю неделю прилавки магазинов, предлагавшие пластиковые елки, опустели буквально на глазах. И в этом случае цена не слишком смутила покупателей: от 300 рублей за маленькую в корзинке до 3500 за большую, почти настоящую на вид.

Таким было 24 декабря ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности.