Фантастические съемки: как пасутся знаменитые гуси на Олонецких полях

В рубрике «Хроника телерепортеров» мы пересматриваем видеоархивы и вспоминаем о том, каким было 2 мая в 1999 году.

Ровно 20 лет назад журналисты побывали на полях Олонецкого района, где в этот период времени обычно гостят сотни тысяч перелетных птиц. Многие из жителей республики Карелия тогда и не подозревали о существовании буквально у себя под боком такого чуда. Гораздо позже появился праздник «Олония — гусиная столица», который стал очень популярен.

Весной над обширными полями Олонецкой равнины стелется дым от выжигаемой травы и стоит гам сотен тысяч птичьих голосов. Два раза в год здесь останавливаются на кормежку и отдых многочисленные стаи гусей на своем пути между местам зимовок в Западной Европе и Северной Африке и местами гнездования на необозримых просторах тундры и тайги российского севера. Охотовед Олонецкого района В.Н.Игнатьев прикинул: «Около 18 тысяч — это нормально для сегодняшнего дня. Но достигали пики в 1995-96 годах — в поле зрения улавливали 150 тысяч гусей в день. Это пик был».

Таких мест кроме Олонецких полей в Карелии еще несколько. Но большинство пернатой братии собирается именно здесь. Старший научный сотрудник Института биологии КНЦ РАН А.В.Артьемьев перечислял: «Здесь встречается несколько видов гусеобразных. Самый массовый вид — это белолобый гусь. Гусь-гуменник. В меньшем количестве — белощекая казарка. И некоторые другие редкие довольно виды».

Тому, что Олонецкая равнина сегодня является самой массовой в Карелии стоянкой перелетных птиц, несколько причин. Во-первых, на полях вдоволь первых зеленых проростков травы. Это основная пища гусей, которым надо накопить сил перед следующим броском на север и жирок для первых дней в пустой еще тундре. Другая причина, как ни странно — относительная безопасность.

Дикая природа приспособилась к человеку. Зимой в густонаселенной Западной Европе и гуси, и прочие пернатые научились воспринимать предметы человеческой цивилизации — постройки и проезжающие машины — как фрагменты пейзажа. Правда, самому человеку птицы так и не доверяют. Потому и наблюдать за ними проще всего из машины. Весной в Олонец для общения с гусями приезжали орнитологи, а с первых чисел мая, с открытия сезона — и охотники. Отношения и у тех, и у других к гусям уважительное.

«Гуси при общении приличные птицы, спокойные, если их не тревожить. И очень красивые птицы», - отметил биолог. «Не каждый охотник сможет гуся добыть. Довольно крепкая птица», - отозвался охотник. «Это уникальная птица, очень умная. Существует легенда о супружеской верности у них. Хотя она относительная, но тем не менее, красивая», - поделился и старший научный сотрудник Института биологии КНЦ РАН Н.В.Лапшин. Группа биологов Карельского научного центра работала в Олонецком районе вот уже три года. Им удалось получить грант от международного фонда изучения миграции птиц. Деньги пошли на организацию исследований, аппаратуру и технику. Отечественная наука таковых трат себе позволить не могла. Но к счастью, интерес к Олонецким угодьям интернационален.

В принципе, понятно, что эта территория важна как для птиц, так и для людей: жителей Карелии, главное — местных крестьян. Поэтому приходилось искать некий компромисс. Местное население к гусям относилось скорее доброжелательно. Хотя тоже, похоже, воспринимало их, как некую привычную часть ландшафта, который используется в сельском хозяйстве. Орнитологам уже удалось убедить совхозное начальство перенести сроки разбрасывания минеральных удобрений. Не удавалось убедить перестать по весне выжигать поля. Считалось, что старая трава будет мешать потом косить новую. «Считаю, что это один из варварских способов нарушений природной среды.

Во время весенних палов выжигаются гнезда всех рано гнездящихся видов птиц, утки, многих воробьиных — жаворонки, овсянки. Кулики, большие кроншнепы, чибисы, которых здесь на полях масса, уже строят гнезда тоже, откладывают яйца. И все это выжигается», - печалились биологи. Надеялись, что международные экологические фонды и на этот раз помогут и дадут денег на иные способы хозяйствования.

Другая забота — борьба за цивилизованные формы охоты. «Браконьеры должны быть, без них никак не обойдется, - пошутил охотовед Игнатьев. - Как говорится, в семье не без урода». Правда, как говорят, браконьеров в Олонце становилось все меньше, а цивилизованных охотников все больше. В 1999 году за нарушителями охотился ОМОН, даже использовали дельтоплан.

Распоряжением местных властей большая часть полей была переведена в так называемую «зону покоя», где охота запрещена в принципе, и куда слеталась вся птица с других территорий после первых ружейных выстрелов. Охраняли «зону покоя» сами охотники и активисты. Польза взаимная и для них, и для гусей. Правильная охота ущерб стаям наносила небольшой: выбивалось около одной сотой процента от числа популяции. Ущерб от браконьерства чаще заключался в бессмысленном распугивании гусей, которые должны спокойно кормиться на полях.

Территория Олонецких угодий несмотря на официальное признание в качестве национального достояния тогда не имела юридического статуса. Что не позволяло ее эффективно использовать и выделять достаточного количества денег на охрану этих земель. Хотя можно было бы развивать здесь и экологических туризм, и ту же охоту. А главное — сохранить это уникальное природное явление, о существовании которого многие жители Карелии до сих пор и не подозревали.

В те выходные в Петрозаводске было зарегистрировано 9 пожаров. Самые тяжелые последствия имел пожар, произошедший в частном деревянном доме в Пятом поселке. В результате возгорания погибло три человека. Около полугода назад у двух семей, проживавших во втором доме по улице Связи, появились соседи, занявшие второй этаж. Соседка плакала: «От них и загорелось. Они пили тут целыми днями, деньги носили им.

Они недавно поселились тут, квартиру поменяли на эту, и деньги пропивали. А потом им какие-то еще «чернобыльские» давали. Деньги были. Вот в запое и были. Но в тот день они даже вниз не опускались». Субботним вечером племянник хозяйки квартиры с первого этажа отправился к соседям наверх. Она сама легла спать раньше обычного.

И была разбужена около 4-х утра пожарным, который вывел ее на улицу. Весь второй этаж был уже охвачен огнем. Трех находившихся там людей спасти не удалось. При беглом осмотре причину возгорания установить не удалось, работали дознаватели. Предполагали, что пожар произошел из-за неосторожности при курении. Но следственные органы не исключали и возможности поджога.

Таким было 2 мая ровно 20 лет назад. Отматывайте ленту памяти, вытащите из закромов разума — а что вы делали в этот день в 1999 году?

Больше новостей из жизни Карелии 20-летней давности