24 августа 2022, 17:42

Двое выпали из гнезда

Расклад предвыборных сил на губернаторских выборах в Карелии примерно ясен
ФОТО: https://pxhere.com/ru/photo/1120363

Текст: Анатолий Цыганков

Никто не ставит под сомнение право зарегистрированных кандидатов в губернаторы Карелии участвовать в избирательной кампании, либо выйти из неё. Это их личное желание, продиктованное, надо думать, какими-то объективными (а может и субъективными) обстоятельствами. Однако если на этапе входа в выборы,  то есть до регистрации кандидатов, их выпадение из неё имело почти всегда объективное объяснение для избирателей (уходили из-за невозможности преодолеть муниципальный фильтр), то отказ от участия в выборах в процессе  агитационной кампании, будучи уже зарегистрированными кандидатами, сложнее для понимания.  

Снялись с выборов двое кандидатов в губернаторы Карелии — предприниматель Дмитрий Фабрикантов (баллотировался от «Партии роста») и председатель Карельского отделения ДОСААФ Валерий Таборов (его вела Партия пенсионеров). Оба они вчера публично объяснились с избирателями, сообщив о мотивах своего выхода из предвыборной гонки. 

 

 

Таборов упирал на то, что время сейчас политическое такое, что гражданам России надо объединять силы и ресурсы, а не конфликтовать (не соперничать) между собой, поскольку, образно говоря, враг у ворот. И возразить против этого нечего, Таборов прав. Но разве об антироссийской угрозе — и санкциях в том числе – вчера только стало известно? Следуя такой логике, Таборову можно было и сразу не выдвигаться в губернаторы. Однако он сначала взялся «раскачивать лодку» (его цитирую), как и не сразу почему-то разглядел он в лице главы Карелии А. Парфенчикова лидера республики, бросая ему вызов, идя на губернаторские выборы. Свой отказ от борьбы Таборов ещё дополнил мыслью о том, что действующий губернатор Парфенчиков готов работать с наказами, которые ему передаст Партия пенсионеров, и желанием последней сосредоточиться на муниципальных выборах. Тут, кстати, большие сомнения возникают, по крайней мере, сформированный Партией пенсионеров корпус кандидатов в депутаты и главы поселений вызывает подозрения, не похоже на то, что Партия пенсионеров действительно борется за местную власть, скорее имитирует этот процесс. Итог заявления Таборова – формально объяснение есть, но фактически его нет. 

 

 

Похожая история и с Дмитрием Фабрикантовым, который в своих объяснениях более лаконичен, чем Таборов, но также неопределёнен. Фабрикантов утверждает, что ему не хватит голосов избирателей для победы и потому он де сходит с дистанции. А почему только 23 августа он то понял, что ему не хватит голосов для  реальной победы? Хотя изначально было понятно, что никаких шансов именно на победу у него и не было. Присутствие Фабрикантова среди кандидатов в губернаторы имело свой смысл (партийный или даже личный), но он сразу был глубоким аутсайдером в избирательной кампании. Фабрикантов это запоздало понял, познакомившись с какими-то данными социологических опросов? Кстати, по этой же ровно причине 31 августа 2017 г. снялась с губернаторских выборов Елена Гнётова, также от «Партии роста» баллотировавшаяся на должность главы Карелии. Фабрикантов как будто заглянул в текст её заявления и списал. Ну, а главное, сообщает Фабрикантов: зачем бороться с Парфенчиковым на выборах, если их взгляды на экономические проблемы и задачи совпадают? К такому открытию он пришёл ближе к завершению избирательной кампании, предложив не распылять голоса избирателей. Понимайте, Фабрикантов осторожно, но агитирует за Парфенчикова, так как только у последнего, утверждает уходящий кандидат, имеется целостная экономическая программа развития Карелии. Вроде, всё разумно звучит, а веры словам нет. 

Не прояснённым так остаётся и вопрос, что же заставило Таборова с Фабрикантовым выйти из борьбы? Ответ, похоже, надо искать в предвыборном штабе Артура Парфенчикова. А значит, ответа не будет. Догадываться, конечно, и предполагать можно разное. Не исключено, что Партия пенсионеров стихийно посягает на группу избирателей, которую аналитики из штаба Парфенчикова считают электоральным ресурсом своего кандидата, и потому даже слабое присутствие конкурента на этом поле ни к чему Парфенчикову, который из-за «пенсионера» Таборова может потерять не менее четырёх процентов. 

«Партия роста» та совсем ничем не угрожает партии власти, её полтора-два процента – это максимум, на что «Партия роста» может рассчитывать, но тут сам Фабрикантов способен качнуть голосующую группу предпринимателей в свою пользу, и последние из чисто спортивного интереса могут за него проголосовать. Это надо предвыборному штабу Парфенчикова? 

По всей видимости, в такой логике и шёл отсев. Никто из ушедших не представлял  предвыборной угрозы Парфенчикову. Да и остающиеся кандидаты также слабы. Нет никаких шансов преодолеть на губернаторских выборах даже процент статистической погрешности (в 2-3 пункта) ни у кандидата от партии «Родина» Ивана Кадаяса, ни тем более у Анатолия Дударина, идущего от Демпартии России (за него и одного процента голосов не наберётся).

 

 

В реальности борьба сейчас идёт — если наблюдаемое можно назвать «борьбой» — между тремя кандидатами: действующим губернатором Артуром Парфенчиковым  (беспартийный кандидат, выдвинутый партией «Единой Россией»), региональным партийным функционером Евгением Ульяновым (КПРФ) и муниципальным работником Андреем Рогалевичем (партия «Справедливая Россия-за правду»). Не стану гадать, на какие проценты они смогут рассчитывать, но предыдущие баталии дают основание говорить, что за кандидатов-коммунистов примерно вдвое лучше голосуют, чем за эсеровских. Так что у Ульянова имеется шанс занять второе место, перевалив десятипроцентный барьер. Как сработает фактор под названием «роль личности», зависит уже только от убедительности кандидатов во время их встреч с избирателями и скандальности предвыборной кампании (оппозиционные кандидаты нуждаются в шумных публичных историях). 

По всей видимости, нынешняя пятёрка кандидатов в губернаторы Карелии так и выйдет на выборы сформировавшимся сейчас составом. Из них и станем выбирать главу республики.

 

Фото: с личных страниц социальной сети ВК