Членам СПЧ рассказали о пытках и издевательствах в колониях Карелии
Сегодня на специальном заседании Совета при президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека (СПЧ), которое проходит в Петрозаводске, прозвучала информация о том, какие жалобы поступают от заключенных карельских колоний: ИК-1, ИК-7 и ЛИУ-4. Об этом, в частности, рассказал адвокат Максим Камакин.
1. Физические побои и истязания. Он привел показания Кобы Шургая из ИК-7, у которого разорваны паховые связки из-за растяжек. Его выводили в коридор и заставляли делать доклад, потом отключали видеокамеру и истязали, пока он не терял сознание.
Я своими глазами видел опухшую синюю ногу и слышал, как хрустит его позвоночник. Это ужасающе,
— сказал адвокат о своих впечатлениях после встречи с Шургая.
Другого заключенного, Мишу Мгаяна, подвешивали за руки на наручниках к решетке. Били резиновым молотком по пяткам, разбивая их. Били молотком по почкам. Избивали ежедневно в течение двух месяцев. Также заставляли раздеваться и избивали ногами. Кости черепа после избиения в ЛИУ-4 срослись так, что кожа оказалась между костями и начались нагноения. По словам адвоката, он видел Мгаяна, и он действительно нуждается в серьезной медицинской помощи, а вместо этого его раны обрабатывают зеленкой.
Шургая и Мгаяна, считает адвокат, пытали больше всего. Однако кроме них на пытки жаловались еще семь заключенных.
2. Пытки громкой музыкой в ШИЗО и ПКТ. Кроме того, заключенных пытают холодом.
3. Нарушение санитарных норм. Так, в ЛИУ-4 носки и белье, в частности и нижнее, выдают после других заключенных. Иногда на них бывают гнойные подтеки.
4. Отсутствие возможности отправить жалобы на действия сотрудников колонии.
5. Нарушение религиозных прав. Заключенный Хазбулат Габзаев рассказал адвокату, что работники ИК-7 клали на Коран грязные мокрые тряпки, а потом кидали книгу в лужу от супа в камеру.
Заместитель руководителя Следкома Карелии Владимир Игнатенков, выслушав доклад адвоката Максима Камакина, отметил, что в 2016 году было 11 жалоб и 10 случаев превышения полномочий. В частности, один сотрудник ИК-9 был осужден за превышение полномочий.
Игнатенков также рассказал, что в отношении заключенного Габзаева было возбуждено дело, подтвержденное видеозаписями, по факту применения насилия в отношении сотрудника ФСИН. Кроме того, была проведена проверка по жалобе Шургая. Она не дала подтверждений того, что его избивали. Поэтому Следком отказал в возбуждении уголовного дела в отношении сотрудников ИК-7, а против Шургая возбуждено дело за клевету.
Заместитель прокурора Карелии Эдуард Гусаков сообщил, что в прошлом году прокуратура выявила более 1400 нарушений в местах лишения свободы в Карелии. При этом 180 сотрудников ФСИН были наказаны.
Представитель движения «За права человека» Лев Пономарев заявил, что для присутствующих работников прокуратуры и Следкома избиения в колониях не новость. По его словам, в карельских колониях ИК-1, ИК-7 и ЛИУ-4 создана машина насилия.
Сейчас мы прорываем блокаду, которая существует вокруг пыточных зон,
— пояснил Пономарев цель своего визита в Карелию.
Всех заключенных, давших показания об избиениях и пытках, Пономарев предложил взять под защиту по программе свидетелей и перевести в другие регионы.
Я абсолютно уверен, что их жизни и здоровью угрожает опасность,
— сказал правозащитник.
Его поддержал член СПЧ Игорь Каляпин. Он заявил, что ФСИН «яростно готовился» к визиту президентского совета в Карелию. И видимо потому, что заставить молчать всех заключенных не удалось, за несколько дней до приезда членов СПЧ его членам было отказано в посещении карельских колоний.
Напомним, сегодня в Карелии началась работа членов Совета при президенте по развитию гражданского общества и правам человека. В течение трех дней делегация Совета проведет заседание, посвященное актуальным вопросам соблюдения прав человека в местах принудительного содержания, посетит ряд объектов в сфере здравоохранения, образования. Кроме того, правозащитники проведут в Карелии круглые столы по вопросам сохранения и развития коренных малочисленных народов Республики Карелия.