Австрийская художница и карельские школьники создают совместный проект
В ноябре и декабре Карельская арт-резиденция принимает гостью из Австрии – художницу и философа Эдит Пайер. Напомним, арт-резиденция предоставляет возможность российским и зарубежным художникам работать над проектами в рамках программы международного художественного обмена.
У Эдит проектов много. Их объединяет одно – художница стремится дать новую жизнь вещам, о которых забыли, потеряли или они стали просто ненужными.
– Посмотрите на этот котел на стене: здесь и сейчас это просто элемент декора. А когда-то, лет двести назад, это был один из самых ходовых предметов быта для хозяйки, которая готовила в нем еду. Мы живем в такое время, когда вещей стало слишком много – так много, что мы перестали их ценить. И я для своих выставок принципиально беру предметы не новые и делаю так, чтобы на них взглянули по-другому,
– рассказала Эдит Пайер журналисту портала «Петрозаводск говорит».
Художница с детства коллекционирует вещи и их фрагменты, которые находит повсюду. Кусочки меха, железа, дерева – все это может превратиться в художественный объект. Например, в Петрозаводске, в Соломенном, Эдит Пайер нашла необычные дощечки на берегу Онежского озера.
Изначально проект Эдит назывался «Распознавание речи». Ее интересует, как в разных странах выглядит письменная речь, написанная от руки. Художница хотела, чтобы местные жители написали для нее небольшие тексты на своем языке. Для Эдит стало неожиданным и приятным открытием, что у нас в Карелии говорят на нескольких языках.
Дать новую жизнь найденным на берегу озера дощечкам помогли петрозаводские школьники – учащиеся отделения журналистики Петрозаводской детской школы искусств имени Милия Балакирева и юнкоры Финно-угорской школы имени Элиаса Лённрота. Художница попросила их написать о своих мечтах – на русском, карельском, финском и вепсском языках. Так простой и никому не нужный, казалось бы, мусор превратился в своеобразные «деревянные скрижали», которые гостья из Австрии планирует превратить в книгу и разместить в одном из музеев своей страны.
– Почему ребята писали на разных языках – предполагалось, что носитель языка в какой-то мере выразит свой менталитет. Особенно это касается языков, носителей которых не так много, – вепсского и карельского,
– добавила преподаватель Петрозаводской детской школы искусств имени М.А.Балакирева Елена Рыбалова, тоже ставшая одной из координаторов и участников этого проекта.
Всего в проекте, который получил еще одно название – «Древние мечты», приняли участие несколько десятков ребят разного возраста. Писали на «деревянных скрижалях» специальными маркерами. Делать это, кстати, оказалось не так просто. Но ребят вдохновило, что об их мечтах, возможно, кто-то будет читать через много лет.
Сотрудничать со школьниками Эдит понравилось. Художница даже поработала как член жюри на Дельфийских играх юных журналистов-балакиревцев. Юнкоры соревновались в разных областях искусства по 15 номинациям.
– Я действительно верю, что через большое количество времени может сохраниться интерес к этому проекту. Ребята написали о своих мечтах. Но это мечты не только конкретных детей, а целого народа (вепсов, карелов) и общества нашего времени в целом. Почему я не прошу набирать тексты на компьютере, потому что в этом случае это не более, чем набор букв, а текст, написанный на дереве, – это уже объект искусства,
– отметила художница.
Эдит Пайер посетила 12 арт-резиденций в разных странах мира. Особенно ей запомнилась работа в китайском Шанхае, где она сотрудничала с местными фабриками, которые предоставляли ей формы различных предметов. В Китае особенно сложно было преодолеть языковой барьер, вспоминает Эдит.
В Карелии общаться тоже сложно, но изучить русский язык для художницы – особенно важная задача:
– Мой брат женат на россиянке, они живут в Австрии, и у них уже двое детей, которые говорят на двух языках. И мне было бы очень интересно разговаривать с племянниками и на русском языке тоже, вот почему визит в Россию для меня особенный.
По словам Эдит Пайер, русские очень быстро говорят, поэтому их сложно понимать. И даже если она пытается вставить фразу «Я не говорю по-русски», собеседник все равно продолжает болтать и болтать, и порой она просто теряется и не знает, что делать (вспоминает и смеется). Тем не менее, в Карелии австрийская гостья чувствует себя очень комфортно, почти как дома.
Эдит Пайер надеется, что в ее проекте примет участие не только молодежь, но и люди более старшего возраста – карелы, вепсы и финны. Перед отъездом из Карелии художница организует презентацию своего проекта. Все работы, выполненные местные жителями, она заберет с собой, они будут выставлены на экспозиции в одном из музеев Австрии. Позднее из «деревянных скрижалей» будет создана книга.
Для справки
Эдит Пайер/Edith Payer живет и работает в Вене. Окончила магистратуру Академии изящных искусств по направлению «Визуальные искусства» (2003) и бакалавриат Венского университета по направлению «философия» (2016). Член кураторского совета арт-пространства haaaauch-quer (Клагенфурт, Австрия). Член консультативного комитета фонда искусств Carinthian. С 2009 практически ежегодно выставляется в Вене и Стокгольме. Работает в арт-резиденциях по всему миру: Австрия, Бельгия, Грузия, Франция, Марокко, Куба, Великобритания, Италия, Китай, Словения.
Фото Валентины Платоновой и из группы Карельская арт-резиденция