Где мужа на быка меняют. Бизнес-омбудсмен Карелии очарована Вьетнамом
«Если муж не устраивает, ленивый, например, то его без сожаления меняют на буйвола. Буйвол в хозяйстве более ценен», - недавно в соцсетях делилась своими впечатлениями о путешествии во Вьетнам уполномоченный по правам предпринимателей в Карелии Елена Гнетова.
Уже одного такого нетрадиционного для нас отношения к мужьям было достаточно для того, чтобы расспросить бизнес-омбудсмена поподробнее о ее отпуске. И не зря: было и еще чему удивиться. И тому, как слоны кофе желудком производят, и почему детей Шкафом называют. И в чем шкафы уступают мопедам и почему друзья никогда не увидят твою мимишную кошечку. И многому другому.
- Первый шок мы испытали, когда пришлось переходить проезжую часть улицы. По ней нескончаемым потоком неслись сотни мопедов, мотороллеров и мотоциклов, не замечая ни сигналов светофоров, ни дорожных знаков, ни "зебр". Десять минут мы собирались с духом, чтобы перейти улицу. Как я поняла, правила дорожного движения никто не соблюдает. Главное, чтобы был шлем на голове.
На своих небольших транспортных средствах вьетнамцы умудряются перевозить не только животных от цыплят до овец, но и громоздкие шкафы, диваны, холодильники. Удивляешься, как это помещается на маленький мопед и как это вообще там держится.
Увиденный рекорд по вместимости на единицу байка - восемь человек. А один вьетнамец вёз на плече шестиметровую трубу - и никаких тебе сигнальных красных лет. На ночь мотороллеры закатываются в дом и гордо стоят в гостиной рядом с телевизором.
Южно-китайское море вьетнамцы упорно называют Восточным. Для купания мы выбирали утренние часы, когда море относительно спокойное. У берега в воде ничего не видно, только мутная песчаная взвесь. Маска для подводного плавания здесь точно ни к чему. Через три дня неторопливого отдыха захотелось приключений, направились в горный Даклак узнать про таинственных мнонгов (народность Вьетнама. – Прим. ред.).
Женщины-мнонги, статные и высокие, с широкими скулами и монгольскими раскосыми глазами, удивили древними традициями многомужества.
Именно женщина является главой семьи, сама выбирает мужей, долго ухаживает, дарит подарки и доказывает свою состоятельность, демонстрируя упитанность тех мужей, которые уже приняты в семью.
Каноны мужской красоты мнонгов - лысина и большой живот. Почему лысина, неизвестно, но толстый муж - признак достатка жены.
Удел мужей - уход за детьми и домом, в то время когда жена добывает на плантациях рис и кофе.
Мужья ждут жён, готовят еду и рисовое вино. Замачивают рис с шелухой в воде на несколько недель, а когда бражка готова, разбавляют водой и потягивают из больших кувшинов через трубочки.
Мужчина также должен уметь петь и играть на бубне. А надоевших или ленивых мужей безжалостно меняют на буйволов. Буйвол в хозяйстве более ценен.
- Это совершенно иной мир, другая цивилизация, - отвечает Елена на наш вопрос о том, хотела бы она попробовать себя в многомужестве и сколько мужей ей бы потребовалось. - В мире есть примеры подобных отношений. Вспомним амазонок. Себя в такой роли представить не могу, даже на празднике Хеллоуин.
Молочных коров не жалуют, вьетнамский организм не имеет ферментов для усваивания молока. Предпочитается молоко кокосовое, которым также увлажняют кожу и моют волосы.
Живут мнонги большими семьями в домах на сваях. Во время сезона дождей озеро разливается и затапливает деревни.
Все передвигаются на длинных и узких каноэ, высеченных из цельного ствола дерева. Движение каноэ осуществляется при помощи палки, которой отталкиваются от дна.
В сезон дождей скотину загоняют в дом, а в жару дом используется как навес, в его тени пасется живность и отдыхают хозяева. Мебели в домах нет, в единственной длинной и узкой комнате на ночь расстилаются циновки или вешаются гамаки во дворе.
Путешествуя по Вьетнаму, удивило отсутствие кошек и котов на улице. Оказывается, кошачье мяуканье "мяу" или "няу" созвучно слову "бедность".
Вьетнамцы очень суеверный народ; чтобы не привлекать нищету и бедность в свой дом, кошек не держат.
В мнонгских деревушках дети почти с рождения приучаются к тяжелой работе. Образование во Вьетнаме платное - примерно 150 долларов в год. Это неподъемная сумма для многодетной семьи. Поэтому на совете семьи, состоящей из многочисленных родственников, выбираются самые смышленые малыши, обучение которых оплачивается вскладчину. Школьники должны и сами отлично учиться, и обучать своих братьев-сестер, которым меньше повезло. А уж если у семьи хватит денег на послешкольное обучение, то в дальнейшем этот счастливчик должен всю оставшуюся жизнь поддерживать своих родственников.
Кстати, школа в деревне вполне современная и построена на деньги вьетнамского правительства.
Образование ценится любое, даже диплом технического училища.
А уж если студент учится в России, даже в ПТУ, он считается очень перспективным и ему обеспечена хорошая работа в госучреждении с достойной зарплатой и гарантированной пенсией.
Мнонг в переводе - "ловец слонов". В деревеньке на озере Лак живут двадцать слонов. Их отлавливали в джунглях малышами и приручали в течение нескольких лет. Потомство в неволе слоны не дают, похоже, не рады они своей сытой жизни.
Слоны - один из главных источников дохода для местных жителей. Они не только катают туристов по джунглям, слоны - отличные пловцы. Мы в этом убедились, плавая на слонах по красивейшему озеру Лак среди белых лотосов.
Во время романтического плавания начался сильнейший тропический дождь, которого слоны не испугались, а хулигански поливали нас душем из слоновьих хоботов.
Аrabika Elefant - кофе из-под слона. Это экзотический напиток, который здесь же производят и продают. Мы наблюдали такую картину. Красные плоды кофейных деревьев рассыпают на брезенте, чтобы они подвялились на солнце и стали сладкими.
Потом этим лакомством кормят слонов. Кофейные бобы более суток находятся в желудке слона в соседстве со сладким сахарным тростником и маленькими желтыми костлявыми бананами.
Переваренные слоном кофейные ягоды собирают, моют, очищают от кожуры, зерна жарят и перемалывают. Причем рецепт обжарки держится в строжайшем секрете.
Готовят кофе в капельном фильтре, поместив его над чашкой. В итоге получается густой и прозрачный напиток с ароматом карамели и шоколада. Arabica Elefant считается одним из лучших и дорогих сортов кофе. Ведь чтобы получить килограмм такого кофе, нужно скормить слону не меньше 30 килограммов отборных кофейных зерен, собранных вручную.
На обратном пути совершенно случайно попали на вьетнамскую свадьбу. Увидели украшенный цветами вход в ресторан отеля, и гид предложила передохнуть и полакомиться дурианом. Мякоть этого фрукта маслянистая и по вкусу похожа на смесь ананаса с земляникой.
Есть его нужно сразу после открытия оболочки, иначе прекрасный фрукт приобретает настолько зловонный запах, что избавиться от него не удастся в течение нескольких дней.
Пока мы пробовали дуриан, к нам подошли вьетнамцы и пригласили присоединиться к свадебной церемонии и поздравить молодых. Белый гость на свадьбе - большая удача и хорошее предзнаменование.
Вьетнамская свадьба длится в среднем пять дней. Первый день только для близких, а в остальные - чем больше гостей, тем лучше. Подарки не приняты. Вместо подарков - деньги в обмен на свадебные билеты. Свадебный стол очень богатый, ведь чем больше еды, тем богаче семья. А вместо спиртного - баночное пиво.
Причм объедки и пивные банки кидают прямо под стол. Оказывается, это примета, чтобы водились деньги.
Русским гостям были очень рады, но невеста скоро заскучала, расстроилась, что ей мало уделают внимания. Кстати, фотографии на свадьбе нас попросили не делать. Опять же, примета - страшно счастье сглазить.
Мы распрощались, поехав в обратный путь. По дороге гид нам рассказала, что семьи во Вьетнаме очень крепкие и дружные, измены не приняты и осуждаются близкими и соседями. Живут во Вьетнаме открыто, обсуждая все вопросы и проблемы на больших семейных советах, друг другу помогают и делятся с тем, кто нуждается. Жить семейной коммуной, конечно, проще и легче.
Все заработанные деньги семьи являются общими и распределяются на основные нужды.
Имена в многодетной семье дают по порядку рождения: первая дочь, вторая дочь, третий сын. Так и представляю разговор по телефону: " Первый, ты второму звонил? А как дела у пятого?". Но оказалось, не все так просто в удивительной стране Вьетнам. Ребенку при рождении дается несколько имен: семейное имя (аналог нашей фамилии), тайное имя (его знает только мать и использует в молитвах о здоровье и благополучии ребенка), имя для произнесения вслух, оно меняется, чтобы злые духи не узнали истинное имя ребенка и не навредили ему своими чарами.
Имя числительное - самое лучшее для запутывания злого духа: он считает плохо и не понимает, кто же первый-третий-десятый из огромного количества таких же первых- третьих-десятых.
Иногда для этих же целей ребенку даются имена в виде названий предметов: Стол, Табуретка, Шкаф. Вот такая философия!
Образование, медицинское обслуживание во Вьетнаме платное.
Те, кто работает сам на себя (по российским меркам - малый бизнес и крестьянско- фермерские хозяйства), пенсию не получают, но могут оформить медицинскую страховку. Небольшие пенсии положены только госслужащим, военным, работникам госучреждений и вышивальщицам.
Вышивальщицы - маленькие хрупкие женщины в национальных костюмах, состоящих из шелковых штанов и блузки - корсета с ниспадающими полосами спереди и сзади, сами похожи на экзотических птиц и являются достоянием Вьетнама.
Вышивка по шелку - кропотливая работа. Одно произведение может вышиваться годами и стоить от несколько сотен до нескольких тысяч долларов, в зависимости от сложности работы и известности мастера.
90% вышивальщиц теряют зрение в конце своей карьеры. Однако профессия эта очень престижная и, по меркам Вьетнама, высокооплачиваемая и с гарантированной пенсией.
Шелковые нити никогда не выцветают и не теряют насыщенность цвета. Картины завораживающе переливаются и меняются при разном освещении. Кажется, что экзотические бабочки трепещут крыльями, а лепестки роз раскрываются.
Во Вьетнаме очень-очень-очень много фруктов. Впервые попробовала маракуйю. Повар в семейном кафе преподнес нам разрезанный фрукт в качестве комплимента за ужин. Вкус маракуйи очень необычный: сладкий и кислый одновременно.
Мангостин мы покупали у торговцев, которые в Ня Чанге стоят через каждые десять метров. Мангостин - сладкий чеснок в твердом панцире синего цвета. Он тает во рту, а руки после очистки кожуры становятся ярко-красного цвета. Лонган продается в виде связанных вместе пучков веточек с круглыми коричневыми плодами. Внутри твердой ореховой оболочки полупрозрачная сладкая мякоть, похожая на очищенную виноградину.
Лохматые рамбутаны похожи на маленьких красных ёжиков. Но при экзотичности внешнего вида имеют невнятный вкус и большую косточку внутри. Есть практически нечего.
Больше всего мне понравился драконий глаз. Розовая с завитушками питахайя имеет нежную белую мякоть с черными мелкими зернышками, напоминающими по вкусу мак.
Вьетнамская кухня не похожа ни на тайскую, ни на индийскую. Особенность в том, что приготовленные блюда имеют свой естественный натуральный вкус. Дополнением к мясу, рыбе или морепродуктам служат миска с белым рисом, французский чесночный багет и набор соусов.
Самый почитаемый - рыбный соус с душком. Готовят его весьма своеобразно. Рыбу засыпают солью и оставляют на солнце, чтобы она протухла и забродила.
Эту плохо пахнущую жижу в течение шести месяцев отстаивают в бочках, фильтруют, а затем через тонюсенькие трубочки выпускают желтовато-прозрачную жидкость - знаменитый рыбный соус, любимец каждого вьетнамца.
Но моим любимцем стал суп фо с морепродуктами. Традиционное вьетнамское блюдо с тонкой рисовой лапшой. Подается с побегами бамбука, базиликом и лаймом.
Вьетнамцы поделились с нами заветным секретом, как торговаться на рынке. Покрутить руками "фонарики" - это означает твёрдое "нет", а потом протяжно произнести: "Маква-а-а". Маква-а-а - это целый букет эмоций, что в переводе: "Я пришел к тебе с чистым сердцем, а ты мне продаешь товар в два раза дороже. Как тебе не стыдно?"
Надо сказать, срабатывает.
Рассматриваю, как одеты местные девушки: брюки, носки "с пальчиками", шлепанцы-вьетнамки, закрытая кофта, перчатки, маска на лице и традиционная конусообразная шляпка – ни один участок тела не должен быть открыт. В моде культ белой кожи.
Светлая кожа у женщины признак того, что ты работаешь в офисе, а не в поле. Мужчины для этих же целей отращивают длинные ногти, хотя бы на мизинцах.
Девушки целенаправленно отбеливают кожу, в том числе вьетнамской грязью, которая имеет легкий отбеливающий эффект.
В последний день решила сама испытать на себе целебность вьетнамской грязи, хотя загара было жалко. Выбрала ближайший к Ня Чангу грязевой курорт Тхап Ба. Таксист почему-то высадил меня около башень По Нагар. Или, иначе, Чамские башни. Чамы - древняя индуистская народность.
Потом поняла, что названия созвучны, а вьетнамский язык состоит из дифтонгов, для понимания важна мелодика слова. Лучше в такси показывать точное место на карте. Но, ошибка, моя или таксиста, сделала мой день более интересным.
Вьетнамцы в храме богини Понагар проводят одновременно и буддистские, и индуистские, и языческие обряды. Кто во что верит.
Единой религии в стране нет. Некоторые реально молятся Хо Ши Мину.
Во вьетнамских домах в красном углу для молитвы иконостас состоит из ряда полочек: для Будды, для христианской иконы или образа Девы Марии, для языческого культового животного или предмета. И....обязательная полочка для портрета Хо Ши Мина.
Для верности молятся всем богам по очереди, заканчивают обращением к Хо Ши Мину.
Вьетнамская грязь вовсе не грязная. В Тхап Ба провела целый день. Очень уютное и красивое место. В грязевых теплых ваннах больше 15 минут не пролежать, начинается учащенное сердцебиение.
Но дальше тебя ждут новые испытания: тонкие иголки горизонтального душа шарко, когда ты проходишь по извилистому туннелю, горячая минеральная ванна, сильные струи водопада, горячий и холодный бассейн, опять же с минеральной водой и ...парк с райскими птицами, откуда не хочется уходить.
Вьетнам - это прекрасная страна с удивительными людьми. Страна, которая на каждом шагу дарит новые впечатления и неизведанные ранее эмоции.