На фоне страстей по Кижам на второй план отошла главная скандальная тема минувших недель в Петрозаводске – Гоголевский мост. Но если ситуация с музеем в скором времени так или иначе разрешится, то с перекрытым путепроводом петрозаводчанам предстоит жить еще несколько лет. Сколько точно – не знает никто. В мэрии надеются, что добьются повторных экспертиз и сумеют открыть мост, однако специалисты пожимают плечами и говорят про два-три года, в лучшем случае. Это то время, которое потребуется на окончательное согласование документов, выделение денег, проведение конкурса и сам по себе ремонт. Самый проблемный этап – это, безусловно, финансирование. Потому как сколько будет стоить ремонт, сегодня точно опять-таки никто не знает.
Первый заместитель мэра Петрозаводска Евгений Журавлев по-прежнему уверен, что прокуратура, обращаясь в суд с требованием перекрыть Гоголевский мост, погорячилась:
— Ситуация с мостом была известна, и наша экспертиза показывала, что можно было провести ремонт, не перекрывая путепровод. Все остальные требования прокуратуры – ограничения по скорости и тоннажу мы выполнили. Можно было найти еще ряд мер, которые также ограничили бы нагрузку на мост, например, реверсивное движение.
По словам Журавлева, мэрия намеревалась начать ремонт, не закрывая Гоголевский мост. Для этого параллельно действующему путепроводу был бы построен еще один, также на 2 полосы. И только после его открытия, был бы перекрыт старый мост. Когда бы реконструировали и его, то горожане получили бы четырехполосник, существенно снявший бы дорожное напряжение в центре города. Собственно говоря, именно так на данный момент и выглядит проект реконструкции Гоголевского моста, однако теперь его придется реализовывать в ситуации с перекрытым путепроводом. Если, конечно, проект реконструкции, разработанный некой фирмой из Омска, пройдет государственную экспертизу. Если не пройдет, то придется заказывать новую. Тем не менее, даже не дожидаясь окончательного решения госорганов, городская власть уже просит денег от карельского правительства.
Стоимость нового моста ориентировочно оценивается от 1,2 миллиарда до 2 миллиардов рублей. Разброс оценок, прямо скажем, немаленький. На 800 миллионов этой финансовой дельты благополучно могли бы целый год прожить несколько десятков карельских деревень и поселков. Поэтому пока городская администрация благоразумно не оглашает окончательные цифры, прося правительство Карелии помочь малым – дать 300 миллионов. Эти деньги, по словам Журавлева, должны пойти на… квартиры.
Дело в том, что проект моста, который предполагает его расширение, реализовать невозможно, если не будут расселены жильцы нескольких домов, стоящих вдоль дороги. Всего это 7 реально существующих домов и 1 «виртуальный». Он есть только на бумаге, тем не менее, в нём прописаны люди, и судебная практика показывает, что в этом случае город обязан предоставить квартиры и им. Всего речь идет о 70 квартирах. Сколько в них всего проживает жильцов, Журавлев сказать затруднился. Будем надеяться, что среди этих 70 квартир нет пресловутых «резиновых», в которые, согласно данным прописки, набивается по 50-100 человек. Иначе городу придется построить новый микрорайон, только чтобы расселить всех жильцов. Возникает также вопрос – а закрыта ли возможность прописки в этих домах на данный момент? Шутка ли: ставишь штамп в паспорте и получаешь вполне реальную перспективу в ближайшие несколько лет быть осчастливленным новой квартирой от городской администрации. Простор для разнообразных мошенничеств открывается самый широкий. Тем более, что примерная стоимость каждой квартиры, исходя из запрошенной суммы, оценивается в 4,5 миллионов рублей. Дороговато, но, как уже отмечено, городская власть пока не в состояни сказать – какое именно количество людей будет иметь право претендовать на бесплатное жилье в рамках расселения моста. Впрочем, если возникнут проблемы с расселением, то мэрия обещает действовать жестко. Как отметил Журавлев, при необходимость расселять жильцов можно будет и через суд.
С просьбой о поддержке планов городской власти, мэрия обратилась в Законодательное Собрание Карелии. Дискуссия была достаточно активной. Еще и потому, что далеко не все депутаты доверяют профессионализму петрозаводской администрации. Звучали сомнения в том, что подготовленный сейчас проект вообще пройдет госэкспертизу. Тем не менее, с тем, что без расселения все равно не обойдется, в конечном итоге, согласились все парламентарии. Поэтому просьбу мэрии к республиканскому правительству Законодательное Собрание поддержало. Депутат Виталий Красулин даже указал возможный источник финансирования:
— У нас есть фонд на чрезвычайные ситуации – 400 миллионов рублей. Вот оттуда и можно выделить 300 миллионов на расселение. Если же что-то чрезвычайное случится, то ведь не на острове живем, что-нибудь придумаем, попросим о помощи. Тем более, что Гоголевский мост это и есть – чрезвычайная ситуация.
Предлагались и иные, еще более экзотические способы нахождения денег для ремонта моста. Так вице-спикер ЗС РК Ирина Петеляева предложила обратиться к транспортной прокуратуре с требованием… перекрыть железную дорогу:
— Все расчеты показывают, что главные повреждения Гоголевскому мосту наносят не автомобили, которые ездят по нему, а поезда, которые ходят под мостом. Мост разрушается от вибрации. Соответственно, за его нынешнее состояние железная дорога тоже несет свою долю ответственности. И раз уж РЖД никак финансово не участвует в проект реконструкции, то почему бы прокурору не обратить внимание на эту ситуацию? Если суд перекроет движение по железной дороге из-за угрозы обрушения моста, то, уверяю вас, деньги на ремонт – все эти миллионы, найдутся уже к вечеру.
Впрочем от настолько радикальных действий депутаты решили отказаться, хотя и было выражено желание обратиться к железнодорожникам с соответствующей просьбой о софинансировании предстоящих работ. Пока же депутаты поддержали мэрию Петрозаводска в обращении к республиканским властям. Региональное правительство просят о софинансировании – хотя бы 300 миллионов на расселение.