19 июня 2014, 19:02

Здравый смысл плюс трезвая оценка

Элиссан Шандалович считает, что политические амбиции и излишние эмоции мешают решению социальных проблем

Карельский депутат (фракция «Единая Россия»), председатель комитета по социальной политике ЗС РК, главный врач Республиканской больницы имени В.А. Баранова Элиссан Шандалович привык рассчитывать свое время по минутам. «Жизнь заставила», - устало улыбнулся он, предупредив, что время нашей встречи строго лимитировано. Между заседанием в карельском парламенте и рабочим совещанием в республиканской больнице мне все же удалось побеседовать с депутатом, который руководит самой большой клиникой в Карелии и одновременно возглавляет комитет, где одно неверное решение может сказаться на благополучии десятков тысяч пожилых и больных людей. 

- Элиссан Владимирович, изменилось ли Ваше отношение к законотворческой деятельности после того, как вы стали депутатом ЗС РК?

- До того, как я стал депутатом карельского парламента, у меня уже был опыт работы в медвежьегорском районном совете, где мне пришлось возглавлять планово-бюджетную комиссии. Безусловно, масштаб проблем, которые стоят перед депутатами ЗС РК, глобальнее, сложнее, их решение требует большего времени, внимания и усилий. Законодательные акты, которые принимаются на уровне карельского парламента, влияют на жизнь всех жителей республики и это, естественно, накладывает дополнительную ответственность на депутатов. Постоянно приходится учитывать нормы федерального законодательство и параллельно следить, чтобы изменения законодательства не ухудшили ситуацию в районах. Конечно, работа в парламенте республики занимает значительно больше времени.

- Тем не менее, Вы сторонник работы на неосвобожденной основе?

- Да, это мой личный выбор. В силу того, что я работаю в здравоохранении и возглавляю комитет по социальной политики, эта тема мне близка и знакома. Принимая законодательные акты важно понимать, какие процессы происходят в отрасли и как то или иное решение отразится на работе учреждений, как повлияет на жизнь людей. Когда законотворческая деятельность оторвана от реальной жизни, есть серьезная опасность упустить принципиальные, важные моменты, которые обычно скрыты от поверхностного взгляда. Но, понятно, что, выбирая работу на неосвобожденной основе, расплачиваться приходится личным временем, которого практически не остается.

- Очень часто при возникновении серьезной проблемы можно услышать мнение, что единственный выход — это срочно изменить закон. Не часто ли мы меняем законодательство и всегда ли это оправдано?

- Если принятие нового закона не сопряжено с глубокой проработкой механизмов его реализации и источников финансирования, это совершенно бессмысленное занятие. Закон просто не будет работать или приведет к еще большим проблемам. В первую очередь, это, конечно, касается социальной тематики, которая связана с расходными обязательствами бюджета. Когда законодательные решения принимаются на волне эмоций или в угоду политическим амбициям, то последствия могут быть крайне негативными.
Непродуманный шаг в одной сфере может больно ударить по смежной отрасли. В медицине есть такое понятие «гомеостаз», то есть способность организма поддерживать состояние клеток, органов и систем на оптимальном, внутренне сбалансированном уровне. Если в какой-то системе наблюдается сбой, то страдают все остальные органы. В законодательстве аналогичная картина: один непроработанный до конца закон может расбалансировать целую отрасль. Здравый смысл и трезвая оценка обстановки — вот, с моей точки зрения, главные составляющие успеха законотворческой деятельности.

- Как бы Вы определили одну из самых сложных тем, с которой пришлось столкнуться, работая в карельском парламенте? 

- Безусловно, это вопросы социальных льгот и определение критериев нуждаемости. С моей точки зрения, государство должно сконцентрировать свою помощь на тех людях, кому, действительно, без нее трудно. Не секрет, что сегодня меры государствненой поддержки получает немало хорошо обеспеченных, а порой и просто богатых людей. С моей точки зрения, это не справедливо и экономически нецелесообразно, так как не позволяет увеличить материальную помощь тем, кто живет на пороге нищеты или нуждается в дополнительной поддержке из-за состояния здоровья.

- Что, с Вашей точки зрения, необходимо менять на законодательном уровне в области здравоохранения?

- Безусловно, это установление единого душевого норматива на территории страны и единой методики расчета тарифа на медицинские услуги. К тому же, я уверен, что медицинские учреждения должны быть более самостоятельны в использовании средств на приобретение медицинского оборудования и техники. Сегодня разрешено приобретать за счет средств ОМС оборудование стоимостью не выше 100 тысяч рублей. Может быть, для сельской амбулатории этих денег достаточно, но для республиканского онкологического диспансера или республиканской больницы — это слезы. Задач по оказанию высокотехнологической медицинской помощи, апеллируя такими суммами, точно не решить. Но, к сожалению, эти вопросы требуют решения на уровне федерального собрания. 

- Какие решения Вы бы отнесли к разряду успешных?

- Вместе с медвежьегорскими депутатами нам удалось добиться того, что компенсация за проезд педагогов района к месту отдыха и обратно стала не меньше, чем в республиканских учреждениях. Это, я считаю, достаточно большой успех. К нашим удачам можно отнести выделение средств на модернизацию дорог в Медвежьегорском районе. Кстати, в этом году работы по приведению автодорог в порядок будут продолжены. В частности, в бюджете предусмотрены деньги на проведение ремонта дороги в Повенец, по которой сегодня решаются ездить только отчаянные автомобилисты. Несмотря на всю сложность бюджета, в карельском парламенте все же удается находить компромиссные решения, позволяющие выполнять все социальные обязательства. Как мне кажется, это главная наша победа.