20 февраля 2015, 09:51

Рынок для фермеров под замком?

<p>Кто мешает местным производителям продавать свой товар</p>

В Подмосковье планируют открыть мини-рынки, на которых будет продаваться сельхозпродукция исключительно от местных производителей. До 2019 года таких торговых точек будет насчитываться около сотни. Такое решение власть объяснила тем, что это позволит избежать «помощи» перекупщиков, из-за которых взлетают цены, а также поможет наконец-то провести за счет частников так называемоеимпортозамещение, о котором так много говорят Путин и Медведев. А как обстоят дела с этим в Петрозаводске?

Фермерский фарш, зелень, молоко по-прежнему трудно разыскать на полках супермаркетов. Говорят, сетевики не жалуют местных частников, предлагают такую цену за продукцию, что проще ее вообще не изготавливать. На проходящих изредка в Петрозаводске сельскохозяйственных ярмарках наших фермеров и владельцев подсобных хозяйств буквально «затирают». В прошлом году на осенней ярмарке в Петрозаводске только 40 из 160 торговых мест заняли карельские торговцы. Все остальное — белорусское, вологодское, краснодарское… Нет, все было очень вкусно. Но хотелось бы большесвоего, родного.

Карельские аграрии вздыхают: вот если бы было проще получить разрешительную документацию… Если бы были гарантированные рынки сбыта любовно выращенного и выкормленного! За каждой справкой, без которой нечего и думать о продаже мяса, молока и овощей, приходится ездить в Петрозаводск. Для тех, кто живет и работает где-нибудь в Калевальском или Лоухском районе, документы получатся золотыми. Специалисты разделяют мнение тружеников карельского села.

Хороша ярмарка!

Самым простым, незатратным и эффективным шагом со стороны чиновников могла бы стать организация регулярных ярмарок выходного дня. Такие ярмарки могли бы быть особенно популярны в Петрозаводске.

Как показывает практика, сельхозярмарки в столице Карелии пользуются у местных жителей неизменной популярностью. Однако если бы выделять места исключительно для карельских производителей, а сами торговые ряды разворачивать чаще, эффекты можно было бы усилить, полагает старший научный сотрудник отдела моделирования и прогнозирования регионального развития Института экономики Карельского научного центра РАН Людмила Розанова.

Действительно, во многих городах для фермеров и владельцев маленьких частных производств имеются широчайшие возможности для сбыта продукции. Хельсинки, Рига, Варшава — везде существуют специализированные рынки, на которых торгуют не только свининой и рыбой, но и домашними соленьями, пряниками и кексами, какими-то замечательными стильными вещицами ручной работы. Такие торговые ряды функционируют не два раза в год, как в Петрозаводске, а постоянно.

Расположены ярмарки, как правило, в историческом центре города и пользуются большим успехом не только у местного населения, но и у туристов. Даже несмотря на то что цены на продукцию — съедобную и несъедобную — на таких торжищах, как правило, несколько выше, чем в обычных магазинах, путешественники готовы переплатить за колорит и атмосферу.

Петрозаводские немногочисленные ярмарки колоритом и атмосферой, к сожалению, похвастаться не могут. Площадка на окраине города, на которую перенесли торговые ряды в прошлом году, не устраивает даже самих горожан, готовых бродить по грязным лужам в поисках недорогой капусты. Показывать такое туристам, — пожалуй, не лучшая идея для города, который претендует на туристский интерес.

С другой стороны, для того чтобы организовать симпатичную ярмарочную площадь в Петрозаводске, нужны серьезные финансовые вложения, создание инфраструктуры. А этим заниматься особо никто не хочет. В правительстве и мэрии города эту затею считают слишком затратной и не хотят на это выделять денег.

Найди 10 отличий: ярмарка в Петрозаводске...

....и в Рованиеми

Фермеров у нас нет?

Существует и другой вариант для наших фермеров — крытые рынки. Когда в Петрозаводске только начинались крупномасштабные (и пока не завершенные) работы по переводу всех уличных рынков «под крышу», местных производителей убеждали — им достанутся места в новых уже не рынках, а торговых центрах.

Василий Банира, исполнявший в 2012 году обязанности начальника управления потребительского рынка в администрации Петрозаводска, рассказывал журналистам местных СМИ, участвовавшим в объезде строек на местах новых рынков, о том, что дачников с нехитрыми товарами — огурцами, укропом, букетами срезанных цветов — пригласят торговать на льготных условиях.

Однако сейчас мелкие производители жалуются — вход в эти храмы торговли им заказан, потому что нет возможности платить за аренду, нужно получить массу разрешительных документов... Однако так ли это на самом деле?

Если посмотреть на ситуацию изнутри, она выглядит совершенно иначе. Мы обратились за комментарием к председателю Петрозаводского ГорПо, заслуженному работнику торговли, Борису Махренскому. Выяснилось, что в большой торговый комплекс, который мы по привычке именуем Центральным рынком, попасть местным производителям не так сложно. Вернее — не сложно совсем. Мало того — их ждут с льготными условиями.

По словам Бориса Львовича, разговоры о появлении сельскохозяйственного рынка в Петрозаводске ведутся давно. Но строить его сейчас бессмысленно. И слишком дорого. Одно возведение самого здания обойдется примерно в половину миллиарда рублей. А ведь еще нужны техника, лаборатории, коммуникации. Это все придется тоже оплачивать. Государство по вполне понятным причинам себе таких трат позволить не может. А частники за подобное дорогостоящее строительство не возьмутся. Потому что «отбить» затраты за два года не получится. Более долгий срок окупаемости сейчас уже не рассматривается. За два года деньги могут обесцениться.

Кроме того, по мнению Махренского, фермеров как таковых в Карелии (да и в других регионах) попросту нет.

Фермер — это человек, профессионально подготовленный, он умеет считать прибыль. Это все-таки выше, чем колхозник, который умеет только выполнять указания. Фермер — это человек бизнеса. Он должен быть профессионалом,

— объяснил директор ГорПо.

Для того чтобы местные предприниматели могли хорошо работать, получать прибыль и быть успешными, нужен ряд условий.
Начиная с годовых запасов продукции и уверенности в рынке сбыта и заканчивая платежеспособностью покупателей и условиями для переработки продукции.

У нашего производителя таких условий нет. И он исходит из личной заинтересованности — дальше получения прибыли не
смотрит,

— сообщил Борис Львович.

В сентябре прошлого года вопрос о том, чтобы в торговом комплексе выделялись места для местных производителей, в том числе и тех, которые имеют палатки на уличных рынках, поднимали в городской администрации. По словам Махренского, торговый комплекс был готов предложить около 400 «квадратов» в аренду. К площадям в качестве бонусов прилагаются охрана, торговое оборудование, подсобки, холодильники... И все это — по 400 рублей за «квадрат». По нынешним временам — цена не просто скромная, а смехотворная. Возникла даже идея размещения постоянной сельхозярмарки в стенах рынка.

Однако, вопреки ожиданиям, местные производители мяса, «молочки» и хлеба, которым предложили места, не поспешили с ликованием заключать договоры. А стали раздумывать и, наверное, даже делать обиженные лица. В принципе, Бориса Львовича такая реакция не удивила. Торговый комплекс — не базар. Слишком строгий контроль, слишком большая ответственность.

Кроме того, наши производители не уверены, что могут торговать каждый день. У них элементарно нет нужного запаса продукции. Приехать в Петрозаводск из района — дорогое удовольствие. Действительно, гораздо проще, дешевле и удобней получить «живые» деньги за товар в муниципалитете, чем пытаться изменить привычную схему.

Да и неподъемное налоговое и административное бремя давит, заставляя частников уходить в тень. Соответственно, полного пакета документов у «теневика» нет. И попасть на легальный рынок уже невозможно.

Выход из ситуации все же есть. По мнению Махренского, сельское хозяйство нуждается в дотациях и помощи со стороны государства:

Надо помнить: какое бы фермерство ни было, оно — наше. Вся надежда сейчас на правительство России. Если будут подготовлены грамотные документы по развитию малого и среднего бизнеса, проблему удастся разрешить.

Иными словами, у проблемы, как выяснилось, не одна сторона. Правых и неправых здесь нет. В суровую кризисную годину каждый, как известно, выживает как может. Другой вопрос в том, что будет после, когда ситуация стабилизирует