27 июля 2011, 16:26

А провожают самолеты совсем не так как поезда

Первый рейс Ан-28 в Санкт-Петербург прошел успешно

5 минут — полет нормальный
… Пройден паспортный контроль, просканированы личные вещи,  и вот мы выходим на летное поле, направляясь к АН-28, самолету, который и должен совершить первый пробный рейс на Санкт-Петербург. Салон самолета небольшой, в нем всего 17 кресел — не самых современных, но вполне подходящих для не очень дальнего путешествия. 1 час 25 мин – именно столько длится рейс до Питера. Ровно в назначенное время мы приземляемся в Пулково. Анализирую собственные ощущения. Признаюсь: определенная доза волнения вначале присутствовала, ведь только месяц назад под Петрозаводском случилась трагедия с ТУ-134. Но опытный экипаж Ан-28 уверил в надежности самолета и уже через несколько минут после взлета о плохом не думалось. Небольшая высота — 800 метров – и ясная погода позволяли наблюдать из иллюминатора за меняющимися пейзажами. Обратный рейс проходил на гораздо большей высоте — 3300 м, и было странно видеть, как облака проплывают у нас под ногами.



Регулярные рейсы открыты
В Карелии разработан проект программы развития пассажирского транспорта до 2015 года по четырем направлениям: транспорт железнодорожный, воздушный, морской и автомобильный. По каждому из них намечены конкретные шаги, предусматривающие, в том числе, и восстановление и укрепление материальной базы. Решение о покупке двух самолетов АН-28 было принято после тщательного изучения  комплекса вопросов. Это и рынок воздушных судов, их стоимость, безопасность в эксплуатации – один из ключевых моментов, а также возможности карельских аэропортов принимать те или иные виды самолетов.


В салоне самолета

Министр экономического развития РК Валентин Лунцевич, отправившийся в первый полет вместе с директорами петрозаводского и костомукшского аэропортов Алексеем  Кузьмицким и Анатолием Брилько, отметил, что наш главный аэропорт «Петрозаводск» сможет работать в полном объеме лишь после его модернизации, на что понадобится как минимум 2 года. Пока же перед правительством стоят более скромные задачи:
– Мы открываем регулярное (3 раза в неделю) авиасообщение с Санкт-Петербургом,  коммерческие и туристические рейсы  на Соловки – отметил Валентин Васильевич. – Надеемся, что к осени начнем летать и в Хельсинки. Кроме этого в программе на текущий год – организация регулярных рейсов внутри республики: в Костомукшу, Пудож, может быть в Калевалу. Подготовку аэропорта в Пудоже планируем закончить к октябрю.



Следующая — Костомукша
Об открытии аэропорта «Костомукша» шла речь во время встречи с руководством Северо-Западного территориального управления Росавиации, состоявшейся сразу по прилету в Петербург. Карельская делегация добилась конкретных договоренностей по наиболее принципиальным моментам. Однако чтобы получить все разрешительные документы для полетов в город горняков, необходимо урегулировать еще немало вопросов.
Напомним, что в 2009 году авиасообщение между Костомукшой и Петрозаводском было налажено, правда, этот маршрут просуществовал недолго, всего 5 месяцев. Сегодня ЗАО «Северсталь», в чьем ведении до сих пор находился аэропорт, передает его в собственность Республики Карелия. Организовать работу, наладить взаимодействие, набрать штат сотрудников, – все это предстоит решить в ближайшее время.
- На все согласования уйдет не менее полутора месяцев, - полагает директор аэропорта Анатолий Брилько. – Что касается технического состояния, то все необходимое техническое оснащение имеется, и мы готовы принимать и отправлять самолеты.
Полет на самолете – удовольствие не дешевое. Очевидно что цены на авиабилеты еще будут скорректированы, но сегодня порядок цифр такой: билет до Пудожа – 1200 – 1500 руб, до Костомукши – 1800 – 2000 руб, что сопоставимо со стоимостью проезда в купейном вагоне поезда, до Санкт-Петербурга – 3200. Если покупать билет «туда – обратно», он обойдется в 3800 руб.
– Наша задача, – добавил В. Лунцевич, – организация безубыточных рейсов. Правительство ставит в данном случае не коммерческие цели, а социальные. Оправдываем расходы и нам этого достаточно. Зарабатывать на региональной авиации государство не собирается.
Недавняя катастрофа самолета ТУ-134, безусловно повлияла на реализацию планов правительства по развитию местного авиасообщения. Это и психологический аспект, и дополнительные непредусмотренные расходы из бюджета порядка 70 миллионов рублей, и более пристальное внимание наблюдающих и контролирующих органов.
В то же время остановить развитие авиации невозможно. Главное — делать так, чтобы полеты были безопасными и подобные трагедии не повторялись.

Ресурс не исчерпан
АН-28 были некогда очень популярны в нашей стране. Сегодня их уже не производят. Возраст купленных правительством самолетов — 20 лет. Экипаж самолета, совершивший первый полет в Петербург, знает об этом типе воздушного суда все и даже больше. Командир экипажа Олег Башмаков, много лет летавший на Ан-28, в том числе и в Африке, считает, что это идеальный вариант для регионального авиасообщения:
– Очень надежный самолет. Он уникален тем, что в случае отказа одного из двух двигателей может продолжать полет с набором высоты. Кроме того судном можно управлять как визуально, так и по приборам. Неоспоримым преимуществом является также укороченные взлет и посадка Ан-28.
Что касается возраста нашего самолета, то 20 лет для него не срок. Машина отработала фактически менее 7 тысяч часов из разрешенных 30 тысяч, то есть порядка 22 процентов.

Олег Сергеевич — летчик советской «закваски». Сегодня он с болью говорит о том, что за последние десятилетия система гражданской авиации была практически полностью разрушена.
– Когда-то, в советское время, каждые лет 5 я видел в небе новый гражданский самолет. А что сегодня? Одни заграничные Боинги и Эйрбасы... «В СССР была такая система профессионального отбора, подготовки и переподготовки авиационных кадров, к которой стремилась Международная организация гражданской авиации (ИКАО). Но она разрушена.» – полностью согласен с этим мнением международного эксперта, высказанным еще в 1995 году. С тех пор мало что изменилось. Но гражданскую авиацию возрождать необходимо.

… Под облаками появляются знакомые очертания Петрозаводска. Снижаемся. Шасси касаются взлетно-посадочной полосы и пассажиры благодарят экипаж аплодисментами. Заслужили.

Мнение эксперта
Вадим Базыкин, легендарный вертолетчик, заслуженный пилот России (фото):
– Наша компания работает на территории всей страны, от Мурманска до Чукотки и Камчатки. Могу сказать, что Карелия – это единственный регион, который проявляет инициативу и заботится о восстановлении деятельности аэропортов. Ведь это не только дополнительные рабочие места, но и новый импульс к развитию бизнеса в республике.
Что касается самолетов Ан-28, то они как нельзя лучше подходят для региональной авиации. Это очень хорошая надежная машина, сертифицированная по международным стандартам.