«Не люблю слов, люблю результат». Новый директор «Кижей» устранит ошибки и вернет лучшее
Об этом и другом — в первом интервью с новым директором музея-заповедника Еленой Богдановой. Оговоримся сразу: негативных оценок работы Андрея Нелидова новый директор так и не дала — даже наоборот, хвалила некоторые достижения коллектива при нем. Однако сам разговор оставил впечатление, что Елена Богданова пересматривает наиболее скандальные решения своего предшественника.
Кто начал, тому и завершать
— Елена Викторовна, вы возглавляете музей чуть больше двух месяцев, но уже начали проводить кардинальные, на мой взгляд, изменения. В частности, насколько я знаю, музей планирует отказаться от модели реставрации Преображенской церкви, которую почти осуществил ваш предшественник Андрей Нелидов. Когда сборку и разборку должен был проводить не изначально занимавшийся этим подрядчик — Архитектурно-реставрационный центр «Заонежье», а плотницкий центр самого музея, который в основном занимается «лечением» бревен и на сборке мало работает. Правда ли, что «Заонежье» все-таки доведет до конца реставрацию, как это не раз рекомендовали российские и международные эксперты?
— Да, наша позиция в том, чтобы именно АРЦ «Заонежье» завершил реставрацию. Пока не могу на сто процентов сказать, что это будет именно так. Но уверена, что тот, кто начал реставрацию, тот и должен ее завершить. Ведь это будет совсем не то качество, если на объект придет новый подрядчик и заново будет во все вникать.
В предыдущие годы «Заонежье» и другие подрядчики качественно и профессионально проводили реставрационные работы. Это всегда отмечали эксперты ЮНЕСКО и Минкультуры России.
А в конце октября на совещании по деревянному зодчеству в администрации президента было очень приятно слышать, что реставрация Преображенской церкви — это гордость для всей страны.
Вообще, хочу отметить положительные достижения музея в последние годы, в том числе при Андрее Нелидове. Коллектив работал профессионально, и результат налицо: сделана входная зона, улучшилась транспортная доступность — до Великой Губы теперь даже автобус ходит, который позволяет дешевле добраться до острова.
Фото: mincultrk.ru
— Вернемся все-таки к подрядчикам. Правильно ли я понял, что музей снова будет объявлять конкурсы на реставрацию, заявиться на которые сможет и АРЦ «Заонежье»?
— Мы хотим пойти еще дальше и обсуждаем вопрос, чтобы на уровне правительства России было принято индивидуальное решение о том, кто завершит реставрацию нашего объекта — уникальнейшего памятника деревянного зодчества.
В принципе, я уверена, что поддержка нам будет оказана и АРЦ «Заонежье» вернется на объект. Мы со своей стороны отразим это в концепции развития музея. Повторюсь: завершение реставрации силами нынешних подрядчиков - безусловно, одна из наших главных целей.
Миллионы на иконы
— Общественники, как и в прошлые годы, вновь обеспокоены, не возникнут ли у музея трудности с выделением средств на реставрацию на следующий год. Получит ли музей деньги в том объеме, на который рассчитывает?
— Продолжение реставрации Преображенской церкви, конечно, в приоритете для музея, и на это мы будем просить столько средств, сколько нужно. Хочу сказать, что сейчас институт «Геореконструкция» в Санкт-Петербурге завершает проектно-сметную документацию на реставрацию третьего, второго и первого ярусов (реставрация началась с самого нижнего, седьмого, яруса и уже дошла до третьего. — Прим. авт.).
Нам нужно будет рассчитаться за эту проектно-сметную документацию, отреставрировать и собрать третий ярус, а также разобрать второй. Эти работы мы планируем провести в 2016 году. На это необходимо порядка 58 млн рублей. Будем надеяться, что сможем отстоять эти показатели в середине декабря на совещании в Москве.
— А сколько музею нужно денег на полное завершение реставрации, которое планируется в 2018 году?
— По всем подсчетам, необходимо еще около 258 млн рублей. Еще очень важно отреставрировать внутреннее убранство Преображенской церкви, иконостас и сами иконы.
Сделать это нужно до конца реставрации самого храма. Ведь икон более ста. Поэтому мы уже заявили отдельно от реставрации церкви проект на 5 млн рублей: в 2016 году отреставрируем 28, а в 2017 году еще 22 иконы. Всего же на реставрацию икон необходимо 18 млн рублей.
Быстрый Wi-Fi, дорогая «Комета»
— После смены директора музей стал активно вносить изменения в концепцию развития, которую вы упомянули вскользь. Коррективы касаются не только того, кто будет завершать реставрацию, но и других проблем. Вообще, документ очень емкий, охватывает, пожалуй, все стороны музейной жизни, строит планы на ближайшие годы. Что нового появится в музее и на острове, на чем вы сделаете акценты?
— Приоритет сделаем на развитии самого острова — на масштабном проекте по реставрации теперь уже и Покровского храма, на реставрации остальных деревянных объектов на острове, развитии секторов — Пудожского, Карельского, Вепсского, чтобы они были по-настоящему подлинными, аутентичными во всем.
Принципиальное внимание обратим на доработку входной зоны острова, создание нового фондохранилища и жилого поселка для специалистов, а также на появление доступного беспроводного Интернета (Wi-Fi) в любой точке острова.
Очень важна для нас транспортная доступность. Прежде всего завершение строительства дороги Великая Губа — Оятевщина. Когда она появится, до Кижей можно будет добраться дешевле, чем на «Комете» из Петрозаводска: 2750 рублей - это все-таки достаточно высокая цена.
Уверена, что основная проблема, которая мешает строительству, будет решена — земельные участки, по которым проходит дорога, будут оформлены надлежащим образом. К февралю 2016 года, думаю, все окончательно решится. Строительство дороги, вероятно, тоже будет возобновлено в следующем году.
Работаем и над тем, чтобы построить причал и приобрести паром, который свяжет Оятевщину с северной частью Кижей. Некоторые работы могут начаться уже в 2017 году.
Обсуждаем с коллегами, как улучшить доступность острова в зимний период. Собираемся четко определить в концепции, сколько нам необходимо судов на воздушной подушке и какой вместимости.
Дорога Великая Губа — Оятевщина
Доработанную концепцию, в которую войдет все это, планируем защитить в Минкультуры России в первом квартале следующего года. Утверждение концепции даст стабильное поэтапное финансирование всех наших проектов.
От баталий до согласия
— Не секрет, что музей в последние годы, мягко говоря, не ладил с общественниками. Многие из них остро критиковали дирекцию. Конечно, во многом это было «заслугой» вашего предшественника. А как вы будете выстраивать «внешнюю политику» «Кижей»?
— Мы открыты, поверьте. В музее недавно побывали представители организации «Русский Север», которую возглавляет Вячеслав Агапитов. Другие общественники тоже идут в музей. Готовы обсуждать с ними все предложения и вместе работать. Но не люблю слов, люблю результат. Пусть он появится не так быстро. Зато по нему можно будет судить, как налажено взаимодействие с общественными организациями.
С Эльвирой Аверьяновой. Фото: kizhi.karelia.ru
— А не планируете ли использовать опыт профессионалов, которые покинули «Кижи» при Нелидове? Я имею в виду бывшего директора Эльвиру Аверьянову и главного реставратора Николая Попова. Ведь это они запустили ту громадную машину реставрации, которая работает до сих пор, несмотря на ошибки прежней дирекции.
— В декабре у меня была встреча с Николаем Леонидовичем. Могу обрадовать: разговор получился — он будет помогать музею в качестве внештатного консультанта. С Эльвирой Валентиновной мы также периодически встречаемся. Она уже помогает нам советами, высказывает свою точку зрения по тем шагам, которые необходимо предпринять музею. Надеюсь, что Эльвира Валентиновна согласится войти и в общественный совет при музее. Ценные предложения с ее стороны, безусловно, будут приняты к действию.
«Отсиживаться на работе никто не сможет»
— Пожалуй, самый острый вопрос. С чем связан переход ваших замов по Минкультуры Карелии на работу в музей? Наталья Демидова уже трудится в «Кижах» в статусе замдиректора. Говорят, что ее примеру может последовать еще один замминистра. Публикации об этом вызвали дискуссию и вопросы — к чиновникам у нас повышенное внимание. Разве в музее не хватает хороших управленцев?
— Не знаю, какие могут быть к этому вопросы. Всегда говорю, что для хорошей работы должна быть хорошая команда. Должны быть профессионалы и люди, которым можно доверять. Наталья Демидова — отличный юрист, который очень хорошо себя зарекомендовал, человек очень мобильный и активный.
С министром культуры РФ Владимиром Мединским. Фото: mincultrk.ru
Мне кажется, новый руководитель на любом месте ищет опору. Людей, с которыми может поделиться и чем-то личным, и которые помогут принять взвешенное решение. Такие люди были вместе со мной в министерстве. Мне было хорошо с ними работать. Поэтому они со мной и сегодня.
Это моя команда, как и новые коллеги по музею — здесь тоже очень много профессионалов. Уверена, что все вместе мы внесем серьезный вклад в развитие музея-заповедника «Кижи». За это я отвечаю. Приходить на работу и отсиживаться не получится. Буду вникать во все направления работы и требовать результат.