"Предлагаемая реформа почему-то не затрагивает главного"
Главное, не как выбирать, а из кого
От жесткого регламентирования схем выборов в советское время наша страна перешла в период постоянных изменений, включая и систему выборов местной муниципальной власти.
Калейдоскоп изменений настолько велик, что возникает ощущение непроработанности предложенных ранее выборных схем. Они явно не вписывались в реалии жизни, были излишне политизированы с оглядкой на другие страны. К сожалению, они, с моей точки зрения, существенно не приблизили власть к народу.
Мне импонирует реплика одного из местных руководителей, который сказал, что простому жителю Карелии все-равно, как будут проходить выборы и какую конфигурацию обретет районная власть, главное, чтобы ремонтировались дороги, строилось жилье и были хорошие условия для жизни. В районах Карелии спорят главным образом о нескольких возможных вариантах: прямых выборах главы района с возможностью исполнения главой района полномочий главы администрации и избрания главы района из числа делегированных в район депутатов с последующим назначением главы администрации специально созданной комиссией.
При прямых выборах главы района с учетом низкой явки избирателей и большими «возможностями» местных элит оказать влияние на эти выборы, нет уверенности, что придет профессиональный и независимый человек, способный решать проблемы большей части населения, а не отдельных групп. Тем более, что «всенародно» избранного практически нельзя освободить от должности. В этом случае, как правило, идут в ход аргументы о выборе народа, хотя явка на эти выборы редко превышает 20-25 процентов.
Не лучше обстоят дела и при делегировании права избирать главу района их состава депутатского корпуса. В этом случае место высшего должностного лица в районе может занять человек, за которого проголосовало несколько десятков человек в одном муниципальном образовании. Депутатов района, как показывает опыт, всегда можно «уговорить» в нужную сторону. Избранный из состава депутатов глава района, как правило, менее активен в принятии решений и часто занят иной работой.
Третий вариант, когда местная власть самостоятельно принимает решение об организации районной власти, имеет те же недостатки. Невольно возникает образ из русских сказок, когда перед витязем около камня расходятся три дороги с прогнозируемым результатом.
Предлагаемая реформа почему-то не затрагивает главного – а именно самого представителя власти, его человеческих качеств, его способностей к профессиональной работе и морально-этических качеств. В итоге избиратели часто не имеют четкого представления об особенностях того или иного претендента, а биографические данные слишком скупы.
Последние изменения закона об общих принципах организации местного самоуправления в идеологическом посыле предполагали создание сильной, независимой и финансово состоятельной местной власти. Удалось ли достигнуть этой цели? Думаю, что нет.
Что важно для жителя муниципального района? Чтобы к власти пришел грамотный, имеющий организаторские способности человек, коммуникабельный, понимающий людей, не склонный к воровству. Для этого нужно пропустить желающего стать депутатом или выборным главой через «сито». Кандидату на выборную должность, я считаю, необходимо пройти обучение по тем дисциплинам, которые необходимы в работе и сдать платный экзамен, пройти тест на способность к честному руководству. Только в этом случае можно допускать его к выборам. Региональной же власти необходимо создать условия, при которых на выборы приходило бы не менее 50 процентов избирателей. Возможно, стоит дать «пряник» для избирателя или «кнут» в виде штрафов при неявке на выборы. Это, с моей точки зрения, более важно, чем споры о той или иной схеме выборов.
Анатолий Васильев, депутат ЗС РК, член фракции «Единая Россия»