21 марта 2016, 09:32

Поэт Егор Сергеев: «Современная поэзия – это трепыхающаяся рыбина»

Петрозаводский автор об уникальной публике в нашем городе, альтернативной реальности и о том, что спасет человека.

Сегодня в мире отмечается День поэзии. По такому случаю «Петрозаводск говорит» побеседовал с прогрессивным петрозаводским поэтом Егором Сергеевым о разном современном: поэзии, поэте, публике.

Егор родился в Петрозаводске, здесь же учился на медицинском факультете ПетрГУ. Начал писать стихи в юности, а выступать на публике стал с 2011 года, тогда же он приобрел известность в узких кругах, выпустил книгу "Недопущенное к продаже: стихи", получил премию имени Роберта Рождественского. Постепенно читательская аудитория стала расширяться. Егор познакомил со своим творчеством Санкт-Петербург, Москву, Киев, Минск, Вологду и другие города. А два года назад переехал в Санкт-Петербург.

По словам Егора, в Питере больше динамики, больше простора и возможностей для поэта. Тогда как в Петрозаводск современная поэзия только приходит.

– Известные современные поэты, которые ездят по всей стране, в Петрозаводске бывают очень редко. Я думаю, со временем ситуация несколько выправится. Когда я только начинал выступать, там этого совсем не было. Были какие-то закрытые собрания, где люди читали стихи, но о которых никто не знал. И это несправедливо.

Почему бы людям не узнать о поэзии, что она есть и что она хороша?

В настоящее время поэт находит своего читателя в Интернете. Это та площадка, которая дает ему возможность рассказать о себе, познакомить со своим творчеством, не выходя из комнаты, не издавая книгу. Но зачем нам читать стихи?

–  Я считаю, что человек, живущий в современных условиях, нуждается в поэзии. Просто, может быть, он сам этого не осознает, но она ему нужна: русская поэзия в частности и искусство вообще. Современный человек, особенно молодой, растерян –  перед ним очень много дорог, и он не знает, какую выбрать, он торопится, на него оказывают давление разные обстоятельства. Ему нужна какая-то отдушина, и лучше, чтобы это было искусство, потому что иначе он найдет какую-то другую отдушину, возможно, не очень хорошую.

Какая же роль у современной поэзии? Отдушина, помощь, развлечение… Егор считает, что все вместе: и первое, и второе, и третье.

– Конечно, каждый находит для себя что-то свое. Человек читает стихи и попадает в некую альтернативную реальность. В моем понимании это похоже на компьютерную игру, где человек попадает не в визуальную реальность, а в чувственную реальность другого человека и, возможно, там он находит ответы на какие-то вопросы, которые ставил прежде или поставит теперь. Литература, в отличие от визуальных видов искусства, оставляет больший простор для размышлений и работы мозга в целом. Если сравнивать литературу с кино, то последнее дает больше информации, а поэзия, если она еще со сцены и воспринимается только на слух, и у тебя нет возможности отмотать назад, перечитать эту строчку прямо сейчас, то она заставляет мозги очень сильно работать. И это хорошо.

В Интернете у поэта могут быть тысячи читателей, но наступает момент, когда нужно встретиться с ними лицом к лицу – выступить на публике.

 – Это максимально честная форма подачи текста. Ты можешь выложить стихи в Интернет (изначально ты это и делаешь), но при этом остаешься неуязвимым. Если что-то кому-то не понравилось, кто-то что-то не то сказал, ты можешь просто не отвечать или добавить комментатора в черный список. А здесь ты стоишь перед людьми и говоришь то, что думаешь, не прячешься за монитором. А еще ты можешь помочь воспринять твой текст: зритель слышит стихотворение из первых уст. Так же и с кино: идет кинопоказ, на него приходят режиссер и вся съемочная команда, они сидят в зале и смотрят свой фильм вместе со всеми, а потом отвечают на вопросы зрителей.

Публика встречает поэта по-разному. Егор считает, что это всегда зависит от места, где выступаешь.

– По публике я могу почти безошибочно узнать город. Петрозаводская публика принципиально отличается от петербургской, от московской и так далее. Мне очень сложно выступать в Петрозаводске. Там сидит много людей, которых я знаю, и это такая дополнительная ответственность. Везде, в каких городах я бы не выступал, я всегда говорю, что я из Петрозаводска, несмотря на то что живу в Питере. Я считаю, что я представляю этот город. В Петрозаводске публика пока еще чересчур застенчивая, она не сразу раскачивается. Людям нужно какое-то время, чтобы придышаться к тебе. Если в некоторых  городах это происходит моментально, скажем, в Питере или Москве, то в Петрозаводске на это нужно время. 

И все-таки в Петрозаводске публика уникальная, я такой точно нигде больше не видел: как они сидят, как смотрят. Это очень сложно объяснить, но я сразу понимаю, что это ребята из Петрозаводска. Не знаю, может, это уже на генетическом уровне, 20 лет там прожил и поэтому могу определить.

Поэтические вечера, где авторы знакомили бы со своим творчеством, в Петрозаводске – редкость. Проект Натальи Ермолиной «Мой поэт» любим многими горожанами, но и там читают не свое.

– Есть в Петрозаводске пара знакомых интересных авторов. Они выносят свои произведения на суд публики, но в очень маленьких дозах и редко. Если очень хорошее лекарство давать в недостаточной дозировке, оно не произведет нужный эффект. Я надеюсь, что эти ребята начнут нормально выступать и показывать людям свое творчество, или я просто увезу их из Петрозаводска (Прим. авт. – мы за первый вариант, не увозите!). На самом деле они прогрессируют: медленно, но верно. Я думаю, что все будет нормально.

24 апреля Егор приедет в Петрозаводск и выступит в баре «Кивач».

– Выступление будет состоять 50 на 50 из стихов и прозы. Будут новые стихи, которые я еще не читал, и эссе. Сейчас я работаю над неким стори-лайном, который как раз должен быть готов к выступлению 24 апреля. Я возлагаю на него большие надежды. Это сюжетная линия из шести-восьми текстов. На данный момент закончено три. Это сейчас мое основное поле деятельности. Потом эта сюжетная линия станет спектаклем. 

Избегая спойлеров, Егор немного рассказал об идее своей работы.

– Это некая история, которая происходит в альтернативной вселенной, как в «Звездных войнах» или «Властелине колец». Это история о любви и о войне. Звучит банально, но там не о любви и войне как о понятиях, там нет эпики.

В то время, когда мы беседовали с Егором, он находился в Вологде на всероссийском фестивале современной поэзии. Второй год этот фестиваль организует поэт Михаил Федотовский.

– Одними только своими усилиями за два года Михаил сделал из Вологды третью поэтическую столицу. За два дня фестиваль собрал около тысячи зрителей. В Петрозаводске это представить очень сложно. Здесь происходят различные мастер-классы и лекции по тому, как воспринимать поэзию, по актерскому мастерству, по знаменитым авторам. Их проводят молодые ребята, мои коллеги. Всего в фестивале участвуют 12 человек.

Как бы Егор ни отказывался, мы уговорили его назвать несколько имен современных авторов, чтобы наши читатели расширили свой поэтический кругозор. Сразу говорим, список далеко не полный.

Иван Фефелов (Москва). Без пяти минут кандидат физических наук МГУ. Прекрасный поэт, мыслящий какими-то космическими масштабами, очень светлый и очень умный, его можно не понять с первого раза, и со второго тоже, но с третьего обязательно поймешь.

Никита Болотов (Москва). Человек, который обладает очень хорошим слогом. Если его прочитаешь, то ни с кем не спутаешь, точно поймешь, что это – Болотов. Он довольно редко публикует стихи, но их следует почитать от начала и до конца. Они абсолютно уникальны.

Михаил Кедреновский (Москва). Довольно своеобразный человек и скандальный парень, несмотря на то что имеет философское образование МГУ. Пишет очень сильные вещи, непонятные и неприятные юному девичьему уху. Но это один из самых талантливых людей, которых я встречал.

Виктория Манасевич (Санкт-Петербург). У нее тоже есть свой неповторимый слог: постоянная сказочность. Она такой поэт-сказочник. Все, что она пишет, в своем роде сказка, иногда сказки бывают очень страшные.

Крис Аивер (Москва). Про нее говорят, что она знает в лицо каждого своего читателя. Она очень любит людей, внешне это видно. Хотя личность довольно загадочная.

Андрей Орловский (Одесса). Очень самобытный автор, его философское убеждение в том, что литература – для одиночек, и он идет абсолютно своим путем. Дорога известна, но он прокладывает ее по-своему.

Несмотря на самобытность каждого автора, современная поэзия имеет один общий ориентир.

– Современная поэзия – человекоориентированная. Если, например, взять Серебряный век, то тогда поэты хотели привнести что-то новое в язык, обновить его. Сейчас поэзия исключительно направлена на человека. Если угодно, клиенто-ориентирована. Это не всегда хорошо, но она пытается подстроиться под человека, пытается понять его и помочь ему. Очень часто в стихах современных поэтов присутствуют слова «спасти», «спасение». Она хочет от чего-то спасти человека, уберечь. Это очень здорово, потому что мы живем в очень непростое время, в которое не хватает внимания к человеку.

Наконец, хочется понять, развивается ли современная поэзия и как Петрозаводску не остаться в стороне от этого внутреннего кипения и радости творчества.

– Сейчас я нахожусь со своими чудесными друзьями и  коллегами на фестивале. А ведь это Вологда – город с населением 300 тысяч, в нем живет меньше людей, чем в Петрозаводске.

Если вы приедете сюда и поживете здесь пару месяцев, походите на современную поэзию, вы поймете, что в Петрозаводске такого нет, и это очень плохо, потому что круто, когда собираются такие люди в одном месте. И это современное искусство, живое – такая трепыхающаяся рыбина.

У нас, к сожалению, хоть и есть прогресс, несмотря на все усилия Натальи Ермолиной и ее проекта «Мой поэт», пока в сознании большинства людей  поэт – это либо какой-то девиантный тип, либо книжная пыль на верхней полке в библиотеке. Это не так. Факт в том, что данный тезис не соответствует действительности. Я надеюсь, это недопонимание мы устраним. Может, удастся через пару лет или даже в следующем году сделать большой поэтический фестиваль в Петрозаводске. Для этого нужна целая опытная команда, и я готов работать внутри нее.

Егор приглашает петрозаводчан на выступление 24 апреля в баре «Кивач». А если вы еще не знакомы с его творчеством, обязательно загляните сюда

Яна Козьмина's picture
Автор:

Окончила филфак ПетрГУ. Учится играть словами, любит интересные детали и стремится к легкости слога. В людях ценит силу воли, доброту и самоиронию. Себе с уверенностью приписывает последнее. Настоящее удовольствие получает от хорошей музыки, чашки вкусного чая и компании остроумного собеседника. Находится в активном поиске любопытных историй.