Поэт Егор Сергеев: «Современная поэзия – это трепыхающаяся рыбина»
Сегодня в мире отмечается День поэзии. По такому случаю «Петрозаводск говорит» побеседовал с прогрессивным петрозаводским поэтом Егором Сергеевым о разном современном: поэзии, поэте, публике.
Егор родился в Петрозаводске, здесь же учился на медицинском факультете ПетрГУ. Начал писать стихи в юности, а выступать на публике стал с 2011 года, тогда же он приобрел известность в узких кругах, выпустил книгу "Недопущенное к продаже: стихи", получил премию имени Роберта Рождественского. Постепенно читательская аудитория стала расширяться. Егор познакомил со своим творчеством Санкт-Петербург, Москву, Киев, Минск, Вологду и другие города. А два года назад переехал в Санкт-Петербург.
По словам Егора, в Питере больше динамики, больше простора и возможностей для поэта. Тогда как в Петрозаводск современная поэзия только приходит.
– Известные современные поэты, которые ездят по всей стране, в Петрозаводске бывают очень редко. Я думаю, со временем ситуация несколько выправится. Когда я только начинал выступать, там этого совсем не было. Были какие-то закрытые собрания, где люди читали стихи, но о которых никто не знал. И это несправедливо.
Почему бы людям не узнать о поэзии, что она есть и что она хороша?
В настоящее время поэт находит своего читателя в Интернете. Это та площадка, которая дает ему возможность рассказать о себе, познакомить со своим творчеством, не выходя из комнаты, не издавая книгу. Но зачем нам читать стихи?
– Я считаю, что человек, живущий в современных условиях, нуждается в поэзии. Просто, может быть, он сам этого не осознает, но она ему нужна: русская поэзия в частности и искусство вообще. Современный человек, особенно молодой, растерян – перед ним очень много дорог, и он не знает, какую выбрать, он торопится, на него оказывают давление разные обстоятельства. Ему нужна какая-то отдушина, и лучше, чтобы это было искусство, потому что иначе он найдет какую-то другую отдушину, возможно, не очень хорошую.
Какая же роль у современной поэзии? Отдушина, помощь, развлечение… Егор считает, что все вместе: и первое, и второе, и третье.
– Конечно, каждый находит для себя что-то свое. Человек читает стихи и попадает в некую альтернативную реальность. В моем понимании это похоже на компьютерную игру, где человек попадает не в визуальную реальность, а в чувственную реальность другого человека и, возможно, там он находит ответы на какие-то вопросы, которые ставил прежде или поставит теперь. Литература, в отличие от визуальных видов искусства, оставляет больший простор для размышлений и работы мозга в целом. Если сравнивать литературу с кино, то последнее дает больше информации, а поэзия, если она еще со сцены и воспринимается только на слух, и у тебя нет возможности отмотать назад, перечитать эту строчку прямо сейчас, то она заставляет мозги очень сильно работать. И это хорошо.
В Интернете у поэта могут быть тысячи читателей, но наступает момент, когда нужно встретиться с ними лицом к лицу – выступить на публике.
– Это максимально честная форма подачи текста. Ты можешь выложить стихи в Интернет (изначально ты это и делаешь), но при этом остаешься неуязвимым. Если что-то кому-то не понравилось, кто-то что-то не то сказал, ты можешь просто не отвечать или добавить комментатора в черный список. А здесь ты стоишь перед людьми и говоришь то, что думаешь, не прячешься за монитором. А еще ты можешь помочь воспринять твой текст: зритель слышит стихотворение из первых уст. Так же и с кино: идет кинопоказ, на него приходят режиссер и вся съемочная команда, они сидят в зале и смотрят свой фильм вместе со всеми, а потом отвечают на вопросы зрителей.
Публика встречает поэта по-разному. Егор считает, что это всегда зависит от места, где выступаешь.
– По публике я могу почти безошибочно узнать город. Петрозаводская публика принципиально отличается от петербургской, от московской и так далее. Мне очень сложно выступать в Петрозаводске. Там сидит много людей, которых я знаю, и это такая дополнительная ответственность. Везде, в каких городах я бы не выступал, я всегда говорю, что я из Петрозаводска, несмотря на то что живу в Питере. Я считаю, что я представляю этот город. В Петрозаводске публика пока еще чересчур застенчивая, она не сразу раскачивается. Людям нужно какое-то время, чтобы придышаться к тебе. Если в некоторых городах это происходит моментально, скажем, в Питере или Москве, то в Петрозаводске на это нужно время.
И все-таки в Петрозаводске публика уникальная, я такой точно нигде больше не видел: как они сидят, как смотрят. Это очень сложно объяснить, но я сразу понимаю, что это ребята из Петрозаводска. Не знаю, может, это уже на генетическом уровне, 20 лет там прожил и поэтому могу определить.
Поэтические вечера, где авторы знакомили бы со своим творчеством, в Петрозаводске – редкость. Проект Натальи Ермолиной «Мой поэт» любим многими горожанами, но и там читают не свое.
– Есть в Петрозаводске пара знакомых интересных авторов. Они выносят свои произведения на суд публики, но в очень маленьких дозах и редко. Если очень хорошее лекарство давать в недостаточной дозировке, оно не произведет нужный эффект. Я надеюсь, что эти ребята начнут нормально выступать и показывать людям свое творчество, или я просто увезу их из Петрозаводска (Прим. авт. – мы за первый вариант, не увозите!). На самом деле они прогрессируют: медленно, но верно. Я думаю, что все будет нормально.
24 апреля Егор приедет в Петрозаводск и выступит в баре «Кивач».
– Выступление будет состоять 50 на 50 из стихов и прозы. Будут новые стихи, которые я еще не читал, и эссе. Сейчас я работаю над неким стори-лайном, который как раз должен быть готов к выступлению 24 апреля. Я возлагаю на него большие надежды. Это сюжетная линия из шести-восьми текстов. На данный момент закончено три. Это сейчас мое основное поле деятельности. Потом эта сюжетная линия станет спектаклем.
Избегая спойлеров, Егор немного рассказал об идее своей работы.
– Это некая история, которая происходит в альтернативной вселенной, как в «Звездных войнах» или «Властелине колец». Это история о любви и о войне. Звучит банально, но там не о любви и войне как о понятиях, там нет эпики.
В то время, когда мы беседовали с Егором, он находился в Вологде на всероссийском фестивале современной поэзии. Второй год этот фестиваль организует поэт Михаил Федотовский.
– Одними только своими усилиями за два года Михаил сделал из Вологды третью поэтическую столицу. За два дня фестиваль собрал около тысячи зрителей. В Петрозаводске это представить очень сложно. Здесь происходят различные мастер-классы и лекции по тому, как воспринимать поэзию, по актерскому мастерству, по знаменитым авторам. Их проводят молодые ребята, мои коллеги. Всего в фестивале участвуют 12 человек.
Как бы Егор ни отказывался, мы уговорили его назвать несколько имен современных авторов, чтобы наши читатели расширили свой поэтический кругозор. Сразу говорим, список далеко не полный.
– Иван Фефелов (Москва). Без пяти минут кандидат физических наук МГУ. Прекрасный поэт, мыслящий какими-то космическими масштабами, очень светлый и очень умный, его можно не понять с первого раза, и со второго тоже, но с третьего обязательно поймешь.
Никита Болотов (Москва). Человек, который обладает очень хорошим слогом. Если его прочитаешь, то ни с кем не спутаешь, точно поймешь, что это – Болотов. Он довольно редко публикует стихи, но их следует почитать от начала и до конца. Они абсолютно уникальны.
Михаил Кедреновский (Москва). Довольно своеобразный человек и скандальный парень, несмотря на то что имеет философское образование МГУ. Пишет очень сильные вещи, непонятные и неприятные юному девичьему уху. Но это один из самых талантливых людей, которых я встречал.
Виктория Манасевич (Санкт-Петербург). У нее тоже есть свой неповторимый слог: постоянная сказочность. Она такой поэт-сказочник. Все, что она пишет, в своем роде сказка, иногда сказки бывают очень страшные.
Крис Аивер (Москва). Про нее говорят, что она знает в лицо каждого своего читателя. Она очень любит людей, внешне это видно. Хотя личность довольно загадочная.
Андрей Орловский (Одесса). Очень самобытный автор, его философское убеждение в том, что литература – для одиночек, и он идет абсолютно своим путем. Дорога известна, но он прокладывает ее по-своему.
Несмотря на самобытность каждого автора, современная поэзия имеет один общий ориентир.
– Современная поэзия – человекоориентированная. Если, например, взять Серебряный век, то тогда поэты хотели привнести что-то новое в язык, обновить его. Сейчас поэзия исключительно направлена на человека. Если угодно, клиенто-ориентирована. Это не всегда хорошо, но она пытается подстроиться под человека, пытается понять его и помочь ему. Очень часто в стихах современных поэтов присутствуют слова «спасти», «спасение». Она хочет от чего-то спасти человека, уберечь. Это очень здорово, потому что мы живем в очень непростое время, в которое не хватает внимания к человеку.
Наконец, хочется понять, развивается ли современная поэзия и как Петрозаводску не остаться в стороне от этого внутреннего кипения и радости творчества.
– Сейчас я нахожусь со своими чудесными друзьями и коллегами на фестивале. А ведь это Вологда – город с населением 300 тысяч, в нем живет меньше людей, чем в Петрозаводске.
Если вы приедете сюда и поживете здесь пару месяцев, походите на современную поэзию, вы поймете, что в Петрозаводске такого нет, и это очень плохо, потому что круто, когда собираются такие люди в одном месте. И это современное искусство, живое – такая трепыхающаяся рыбина.
У нас, к сожалению, хоть и есть прогресс, несмотря на все усилия Натальи Ермолиной и ее проекта «Мой поэт», пока в сознании большинства людей поэт – это либо какой-то девиантный тип, либо книжная пыль на верхней полке в библиотеке. Это не так. Факт в том, что данный тезис не соответствует действительности. Я надеюсь, это недопонимание мы устраним. Может, удастся через пару лет или даже в следующем году сделать большой поэтический фестиваль в Петрозаводске. Для этого нужна целая опытная команда, и я готов работать внутри нее.
Егор приглашает петрозаводчан на выступление 24 апреля в баре «Кивач». А если вы еще не знакомы с его творчеством, обязательно загляните сюда.