19 февраля 2016, 11:59

Почему Карелия не может справиться с расселением аварийных домов?

Олег Тельнов о «старых грехах», штрафных санкциях и шансах на 2016 год.

Жесткая реакция президента страны Владимира Путина, которая обрушилась на губернаторов, не сумевших обеспечить выполнение программы расселения аварийного жилья, заставила вновь вернуться к этой болезненной для Карелии теме. Уже второй раз республика провалила программу, не сумев вовремя обеспечить граждан нормальными квартирами. Почему Карелия снова наступила на одни и те же грабли? Этот вопрос привел нас в кабинет первого заместителя главы РК Олега Тельнова.

- Олег Владимирович, вы ожидали столь жесткую реакцию со стороны президента?

- Конечно. Все прекрасно понимали, что программа расселения аварийного фонда сформирована по прямому поручению президента. Те договоры, которые мы в прошлом году заключили с подрядчиками, позволяли первый этап программы выполнить в декабре 2015 года. Напомню, что программа рассчитана до 2017 года и в Карелии разбита на три этапа – 2014-2015, 2016 и 2017 год.

Две подрядные организации, несмотря на свои обязательства по заключенным договорам и предусмотренное в полном объеме финансирование, не смогли построить дома. Тому есть объективные и субъективные причины. А то, что спрос за эту программу будет, это ни для кого не секрет.    

- На совещании в Москве российский министр строительства и ЖКХ Михаил Мень сообщил, что Карелия выполнила программу лишь на 11%, тогда как вы приводили совсем другие, на порядок более высокие показатели. Кто ошибается?

- Михаил Мень говорил в целом об исполнении программы, рассчитанной до 2017 года, тогда как я приводил данные об уровне исполнения первого этапа программы, который составляет 53%. Так что никакой ошибки нет. 

У нас возникла дополнительная волокита с оформлением права собственности. По закону мы должны передать дом муниципальному образованию, там должны оформить право собственности и после этого предоставить жилье гражданину.

У нас построено, введено в эксплуатацию и выкуплено жилья общей площадью 19 тысяч квадратных метров, а людям документы успели оформить всего на 8 тысяч квадратных метров.

Когда Карелию сравнивают с другими регионами, не учитывается, что наша республика включилась в программу не с 2013 года, а только со второй половины 2014 года. У других регионов первый этап закончился в декабре 2014 года, и объективно процент выполнения программы у них, конечно, выше. 

- Но, согласитесь, мы потеряли полтора года по собственной вине, так как республика не выполнила программу 2008-2012 годов.

- Действительно, по вине муниципальных образований программа 2008-2012 годов была исполнена всего на 63%. Причем из 11 тысяч квадратных метров, которые не удалось тогда расселить, 8 тысяч пришлось на Петрозаводск. 

Для того чтобы вновь получить средства на расселения аварийного жилья, мы дополнительно взяли на себя обязательства расселить и те дома, которые «выпали» из программы 2008-2012 годов. Старые «грехи» невыполнения, которые копились с 2008 года, мы тоже должны закрыть.

Когда Карелию восстановили в программе, то с Фондом содействия реформированию ЖКХ была достигнута договоренность, что у нас будет только три этапа, а не четыре, как у других регионов. Поэтому, повторюсь, когда нас начинают сравнивать с другими регионами, это не всегда корректно. 

- Даже если программу разбить на четыре этапа, все равно получается, что выполнить ее необходимо было хотя бы на 25%, но никак не на 11%. Или я неправильно считаю?

- Согласен, мы все равно объективно выглядим хуже. Если бы нас не подвели подрядные организации, то мы должны были бы расселить 36 тысяч квадратных метров, что составляет 30% от объема всей программы.  

- В СМИ появилась информация, что помимо выговора, который получил губернатор, Карелию оштрафовали на 133 миллиона рублей. Это правда? 

- К нам официально предъявлены штрафные санкции на сумму 57 миллионов рублей. Пока других решений фондом не принято. 

- Накажут фактически бюджет?

- Да. Но пока деньги с нас не списывали. Если такое решение будет принято, то нам придется обращаться в суд и привлекать в качестве ответчиков подрядные организации, не исполнившие контракты. 

У нас основная проблема при реализации программы, и об этом глава Республики Карелия докладывал президенту, в том, что мы не можем в республиканском бюджете предусмотреть необходимого объема софинансирования. 

Если программа 2008-2012 годов предполагала софинансирование со стороны Карелии в сумме 160 миллионов рублей, то на реализацию нынешней программы расселения республиканский бюджет должен найти 2 миллиарда рублей. Для того чтобы закончить первый этап, деньги у нас есть. Для реализации второго этапа, а это 2016 год, к заложенным в бюджете 400 миллионам рублей нужно добавить еще минимум 350-400 миллионов.  

- С компанией «Гидросторой» уже разорван контракт? 

- Направлено уведомление о его расторжении. 

- Насколько я помню последнее совещание по аварийному жилью, у вас больше претензий возникало не к ООО «Гидрострой», а к ООО «Дальпитерстрой». Почему решили начать с более дисциплинированного подрядчика?

- Дело в том, что «Гидрострой» не может предоставить никаких финансовых гарантий выполнения контракта. «Дальпитерстрой» выразил готовность предоставить дополнительную банковскую гарантию. Если компания свое обещание выполнит, то тогда мы рассмотрим возможность продолжения наших отношений. 

- В программе 2008-2012 годов активная роль отводилась муниципалитетам, которых потом обвинили в срыве планов по расселению аварийного жилья. Нынешнюю программу республиканская власть полностью взяла в свои руки и тоже «споткнулась». Только теперь уже невозможно перевести стрелки на органы местного самоуправления. Не было ли ошибкой полностью переключать программу на региональный уровень, а значит, и брать на себя всю ответственность в случае провала? 

- Я убежден, что это было правильное решение. Когда мы имеем 4 контракта с подрядчиками, а не 40, проще принимать управленческие решения и разговаривать со строительными компаниями. А отвечать за выполнение программы в любом случае пришлось бы главе Карелии. К тому же мы так сформировали требования к подрядным организациям, чтобы не строить каркасных домов. У нас уже был печальный опыт в Кеми, в Прионежском районе, когда программой занимались органы местного самоуправления. При равной опасности напороться на неисполнение контракта со стороны подрядчика мы получили больше возможностей влиять на ситуацию и смогли более жестко контролировать качество строительства. 

- Карелии хронически не везет с подрядными организациями. Не рассматривали ли вы другие варианты предоставления жилья гражданам, проживающим в аварийных домах?

- Теоретически существует еще два варианта: выкуп аварийных квартир у граждан, когда они получают деньги и сами должны подобрать себе новое жилье, и приобретение готовых квартир. Выкуп аварийного жилья – путь довольно сложный. Во всяком случае, другие регионы получили отрицательный опыт. 

В Карелии мы либо строим новые дома, либо приобретаем готовые квартиры у застройщика, что является действительно неплохой альтернативой. В рамках второго этапа мы уже заключили 94 договора на приобретение квартир на Древлянке.

Приобретение готовых квартир тоже наталкивается на трудности, связанные с тем, что цена квадратного метра – невысокая и строго определена фондом. Для Карелии на 2016 и 2017 годы она установлена на уровне 40 тысяч рублей за квадратный метр. Не каждый застройщик согласится продавать по такой цене. 

Еще одна проблема в том, что новое жилье должно точно, метр в метр, совпадать по метражу с квартирой, которая готовится на расселение. Да и не все граждане согласны переезжать в Петрозаводск или другие города Карелии, где активно ведется жилищное строительство и есть что покупать. 

- Олег Владимирович, получается, выхода нет? От недобросовестных или неумелых подрядчиков страховки не существует, а приобретение готового жилья сопряжено с целым рядом препятствий, которые не позволяют полностью отказаться от строительства?                   

- Я, может быть, крамольную мысль выскажу, но мне кажется, что реализация значимых государственных программ и защита свободного рынка конкуренции должны быть разведены. Я не вижу предмета конкурса, когда речь идет о строительстве жилья для расселения аварийных домов. Какой может быть конкурс, если у нас фиксированная цена и фиксированные параметры объектов? В рамках закона о контрактной системе гарантировать приход нормального подрядчика невозможно. 

- Почему другие регионы могут выполнить программу?

- К сожалению, у нас нет развитого рынка жилищного строительства. Для нас построить дополнительно 100 тысяч квадратных метров – это много и с точки зрения проблем, связанных с инфраструктурой, и с точки зрения низкой плотности населения, и с точки зрения неразвитости строительного рынка.   

- Другими словами, все проблемы остаются, а значит, нельзя исключить, что и в 2016 году Карелия может не выполнить программу. Что тогда делать будете? 

- Значит, будут другие люди реализовывать эту программу.