11 июня 2014, 16:22

Откажется ли Карелия от прямых выборов мэров?

Депутат ЗС РК Татьяна Струкова – о реформе местного самоуправления

Местное самоуправление ждет реформа. Соответствующий закон, принятый Государственной Думой и одобренный Советом Федерации, подписал Президент России Владимир Путин. Изменения в федеральный закон активно обсуждались и в парламенте Карелии. О том, откажется ли наша республика от прямых выборов мэров и  как будут формироваться органы местной власти «ТВР-Панораме» рассказала Татьяна Струкова, член комитета по государственному устройству, вопросам местного самоуправления и национальной политики, заместитель председателя комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи Законодательного Собрания Республики Карелия, депутат фракции «Единая Россия».


– Татьяна Алексеевна, закон об организации местного самоуправления в нашей стране действует уже больше 10 лет, он был принят в 2003 году. Теперь в него вносятся изменения. Чем они вызваны? – Система местного самоуправления нуждалась в совершенствовании. Власть на местах должна быть сильной, независимой и финансово состоятельной. Об этом говорил президент России Владимир Путин в декабре 2013 года во время послания Федеральному собранию. Предложения по реформированию системы были разработаны в соответствии с поручениями главы государства.

– Как шла работа над законопроектом?
– Первоначальный проект закона широко обсуждался в субъектах РФ, Государственной Думе, на заседаниях которой выступали представители всех регионов. В Законодательном собрании Карелии тоже шли горячие дебаты по содержанию данного закона.

Общее мнение фракции «Единая Россия» – многообразие форм местного самоуправления необходимо сохранить. Нельзя лишать граждан страны права выбирать глав поселений и районов.

Что касается еще одного важного положения нового закона – о полномочиях, которые исполняются на местном уровне, то здесь позиция нашей фракции абсолютно однозначна – полномочия должны быть подкреплены финансами.
С учетом перечисленных факторов было принято принципиальное решение: отказаться от унификации системы местного самоуправления и предоставить регионам права решать, с учетом местной специфики, как будут устроены их муниципалитеты и какие полномочия к ним перейдут. Этот подход снимает противоречия между сторонниками и оппонентами реформы, поскольку позволяет учесть все мнения, основываясь при этом на реальных интересах территорий и их населения.

– То есть жители Карелии смогут, как и прежде, выбирать мэров своих городов и поселений? И кто принимает решение о том, как формировать органы местной власти?

– Новый закон прямо говорит о том, что глава поселения может быть избран как напрямую населением, так и из состава представительного органа власти, то есть из числа депутатов. Какую из этих двух моделей выбрать – будет решаться на региональном уровне. Но руководствоваться карельский парламент при принятии решения будет мнением жителей республики. Оно может быть отражено в уставе поселения либо в решении представительного органа, то есть совета депутатов. 

Именно поэтому сейчас нельзя сказать, будет ли порядок формирования органов местного самоуправления един для всей Карелии или для разных муниципальных образований республики он будет свой – а такая возможность как раз и предусмотрена в законе. Закон дает право выбора. Он направлен на приближение власти к жителям. Жители будут решать, каким образом должны быть устроены органы власти на местах. Решение о применении той или иной системы формирования органов местного самоуправления осуществляется с учётом мнения населения – эта норма закона обязательна к исполнению.
Сегодня в республике формируется рабочая группа, в которую войдут депутаты, члены правительства, представители органов местного самоуправления. Свой закон об устройстве местного самоуправления на территории республики должен появиться в Карелии в течение шести месяцев.

– Меняется ли объем полномочий органов местного самоуправления?
Сейчас многие полномочия, которыми обладают местные поселения, не подкреплены финансово, то есть денег на их исполнение нет. Кроме того, некоторые полномочия вообще не могут реализовываться органами местного самоуправления на практике. Учитывая это, законодатели постарались определить тот перечень вопросов, которые в обязательном порядке должны находиться в ведении муниципальных образований и никакими соглашениями не могут передаваться на уровень государственной власти. Для сельских поселений таких вопросов 13. Вместе с тем органам власти субъектов Российской Федерации предоставляется возможность давать муниципалитетам дополнительные полномочия с обязательным выделением финансовых ресурсов.