От "Сатурна" до "Калевалы"
22 марта 1895 года в Париже состоялась первая демонстрация кинофильма для узкого круга друзей. Через год в Петербурге в увеселительном заведении «Аквариум» уже вовсю крутили фильмы Люмьеров, а спустя два года очередь дошла и до нашего города.
Правда, Петрозаводску с премьерой синема не повезло. Не было электричества, то есть полноценного источника света, а пленка была плохого качества. Кроме того, питерские гастролеры зарядили ее в аппарат «вверх ногами», поэтому зрители в течение нескольких минут ничего не могли понять: по экрану бестолково мотались какие-то странные тени. Но ничего, халтурщиков даже не побили и не потребовали назад кровные полтора рубля за коротюсенький сеанс
(в Питере он стоил 20 коп.).
Одураченные петрозаводчане посмеялись над собой и забыли о сомнительном аттракционе на целых 3 года. Говорят, в 1901 году в городском общественном саду хозяин лесопилки в устье Лососинки иногда давал электрическую энергию для
кинопоказов. Но только с пуском первой городской электростанции появилась возможность регулярно показывать настоящую, как тогда говорили, фильму. Сначала в арендованном сарае, а потом для этого переоборудовали бывшую Алексеевскую библиотеку на Мариинской. С 1911 года первый городской синематограф был известен как «Сатурн». Потом появилась киноустановка в театре «Триумф», а в советское время — в бывшем духовном училище, переименованном в кинотеатр «Красная звездочка». Он стоял на месте нынешней «комнаты смеха» в прибрежном парке.
Нашествие кинематографа было лавинообразным. Производство и тиражирование кинофильмов контролировал сам Сталин. Поэтому после реконструкции «Красной звездочки» на 350 мест и тысячного зала в расположенной рядом филармонии весь город был покрыт сетью маленьких залов и зальчиков. Роль кино еще больше выросла, когда «великий немой» заговорил. У нас это произошло в феврале 1932 года в известной «Звездочке».Спрос на звуковой фильм «Златые горы» был столь велик, что билеты свободно купить было невозможно: их распределяли по предприятиям. Предпочтительно передовикам производства.
Важнейшее из всех искусств
Сколько себя помню, всегда в фойе послевоенных кинотеатров красовалась знаменитая ленинская сентенция: «Из всех искусств для нас важнейшим является кино». Только потом, к некоторому удивлению, узнал, что она приводилась не полностью. Далее свою фразу В.И. Ленин продолжал так: «...ибо оно вполне доходчиво до малограмотного пролетариата и вовсе неграмотного крестьянства».
То есть только кино (пусть даже немое!) способно донести до массового зрителя любую нужную правительству идею. Надо лишь перед развлекательной лентой
типа приключений Глупышкина прокручивать небольшой агитационный киножурнал. А при Сталине и его преемниках и художественные фильмы должны были проходить строгую цензуру на предмет идеологической полезности. Сниматься и ставить фильмы позволялось лишь самым «своим» и внешне, и духовно. Поэтому любовь зрителей к киногероям была безграничной. Ролан Быков, вспоминая 30-е годы, как-то пошутил: «Если бы кто-нибудь тогда на общей кухне посмел сказать, что ему не нравится, допустим, Петр Алейников, его не то чтоб осудили. Убили бы!».
Собственно, столь же высоко ценили кино и наши западные соседи. Финские оккупанты после захвата Петрозаводска посокрушались о подорванных и сожженных нашими саперами главных кинозалах и открыли аналогичные заведения в сохранившихся зданиях. Для вольного населения и служащих армии Суоми в городе работали два больших кинотеатра: «Тапио» («Лесной царь») в помещении госуниверситета и «Укко» (языческий боггромовержец) в здании сохранившегося в целости новехонького кинотеатра «Сампо». Кстати, здесь же располагалось и офицерское казино. Финские киномеханики крутили в основном английские, американские и немецкие художественные фильмы о приключениях отважных
белых людей в дебрях Индии, кишащих крокодилами, леопардами и ядовитыми змеями. Хорошие туземцы служили у белых носильщиками, а плохих они справедливо наказывали. Перед фильмами обязательно демонстрировали выпуски финской военной кинохроники. Особенно выпуск №14, посвященный захвату столицы красной Карелии.
Торжество «Тарзана»
После освобождения города и окончания войны многие «трофейные» фильмы попали и в отечественный кинопрокат. Такие ленты, как «Индийская гробница», советской власти не очень импонировали, а вот «Тарзан» триумфально шествовал по всем городам и весям. Я увидел его в четырехлетнем возрасте. Сосед Ленька решил приобщить меня к истинно прекрасному и привел в дощатый сарай-клуб на Кукковке. Сначала всех впустили по билетам в подобие большого предбанника. Затем билетерши отворили двери и благоразумно отскочили в сторону. Толпа ломанулась в зальчик с рядами скамеек. Какие там пронумерованные места, что вы? Зато потом, когда я, помятый и напуганный, очутился на коленях своего благодетеля, погас свет и к нам прямо с экрана полетел на лианах ловкий дядечка, почти голый, но вооруженный кинжалом. И послышался переливчатый крик, который безуспешно пытались воспроизводить все поклонники Тарзана. Он тоже был «нашим»: человек, не обремененный достижениями цивилизации, оказывался более достойным любви прекрасной Джейн, чем какие-то изнеженные европейцы.
Между прочим, спроектированный и построенный до войны зрительный зал «Сампо» имел очень хорошую акустику. Поэтому именно его в 1956 году при деятельном участии кинотехника В. Уверова переоборудовали в широкоэкранный. Режиссер первого показанного там широкоэкранного фильма «Сампо» сказал, что таких богатых возможностей для просмотра нет и во многих столичных кинотеатрах. А через год в городе был открыт один необычный кинозал. Он размещался в актовом зале КГБ и был известен как кинотеатр повторного фильма. Там можно было посмотреть некоторые зарубежные и советские фильмы, которые не очень жаловал большой экран. Правда, через десять лет чекисты выдворили непрофильное заведение.
Постройка нового кинотеатра «Калевала» в Петрозаводске была лебединой песней карельской кинофикации. С тех пор количество кинотеатров в городе и районах постоянно сокращалось.