18 января 2013, 16:17

Наскальную летопись каменного века покажет посетителям Национальный музей Карелии

Наскальную летопись каменного века покажет посетителям Национальный музей Карелии

Сегодня в Национальном музее Карелии открылась фотовыставка «Наскальная летопись каменного века: от петроглифов Сахары к петроглифам Карелии и писаницам Финляндии». Материал предоставлен финскими фотографами Эркки Луома-ахо (Erkki Luoma-aho), Хейкки Вилламо (Heikki Villamo), археологом Тимо Миеттиненым (Timo Miettinen), исследователем древнего искусства Фенноскандии Рауно Лаухакангасом (Rauno Lauhakangas) и художником-символистом Светланой Георгиевской.

Выставка состоит из трех разделов:

    фотографии доисторических рисунков, выбитых, выгравированных или нарисованных на скалах горной пустыни Сахара;
    фотографии писаниц на скалах Финляндии (рисунков, нарисованных краской);
    копии петроглифов Онежского озера, снятые методом микалентного копирования.

Авторы выставки объединили в одной экспозиции три очага наскального искусства, совершенно разных регионов восточного полушария нашей Земли. Работы финляндского энтузиаста Рауно Лаухакангаса, представленные на выставке, являются продолжением многолетнего труда в деле популяризации древнего искусства каменного века и содействия в его охране. Зрителям будут представлены материалы, ранее недоступные широкой публике. По мнению авторов, сравнив наскальные изображения очень отдаленных мест Европы и Африки, можно проследить единство восприятия древними людьми окружающего мира.

На фотографиях, посвященным петроглифам Сахары, представлены изображения древних духов, сцены охоты, свадебные ритуалы и танцы, дикие животные саваны: страусы, жирафы, крокодилы, носороги, быки и представители семейства кошачьих, а также и более поздние рисунки с верблюдами и запряженными лошадьми. Всего известно около 3000 таких памятников. При весьма скудных археологических находках петроглифы Сахары стали главным источником знаний о природе Северной Африки и её населении в каменном веке. Не смотря на то, что Сахара находится очень далеко от Карелии, некоторые изображения в сюжетах и даже в деталях имеют сходство с нашими «карельскими» петроглифами.

Раздел фотовыставки, связанный с доисторическим искусством Финляндии представляет более близкую зрителю тему – древние наскальные рисунки (писаницы), выбитые или нарисованные на скалах в каменном веке. Древние рисунки Финляндии, Норвегии, Швеции, Карелии и Мурманской области имеют много общего в сюжетах, формах и практически единообразно отображают магический мир первобытных охотников и рыболовов европейского Севера.

В третьем разделе выставки представлены удивительные копии петроглифов Онежского озера, района Бесов Нос – древнего северного святилища, где на скалах можно увидеть и обитателей Земли, и небесные, космические объекты. Здесь выбиты композиции связанные с культом Великой Богини и тотемических животных этих мест: лебедя и лося, а также совершенно загадочные изображения. Автор копий Светлана Георгиевская – художник-символист, член общественной организации «Петроглифы Карелии», участник ежегодных археологических экспедиций на Онежские и Беломорские петроглифы.

Микалентное копирование – уникальный способ снятия копий наскальных изображений, из наших современников в России его используют только ученые, члены Сибирской ассоциации исследователей первобытного искусства при изучении петроглифов Сибири и Дальнего Востока. С недавнего времени данный вид копирования принят и в Карелии.

Метод основан на том, что намоченный нетканый материал – «микалентная бумага», способная заполнять все углубления и трещины на камне, при высыхании приобретает особенности обычной бумаги и готова к тонированию по методу сухой затирки. Всё это позволяет получить максимально точную копию рельефа скалы и выявляет подчас незаметные для глаза детали древней выбивки. Изображение получается чуть более контрастным, чем на скале – возможно, таким, каким и видели его жители этих мест эпохи неолита семь тысяч лет назад. Оттиски выполняются во время летних археологических экспедиций, когда сухо и тепло, а солнечные дни – обязательное условие данного вида копирования. Процесс изготовления микалентной копии длительный и трудоёмкий, – на первоначальном этапе обычно требуется участие ассистентов.

Выставка будет работать до 17 февраля, организаторы планируют экспонировать её и в районных музеях Карелии.

Обсудить
7372