Олонецкий тыл Дмитрия Нагиева
На работе, садясь пить чай (какая же работа без чаепития у нас на Севере), я выискиваю свою любимую чайную ложечку среди других. Она немного отличается, и, кроме того, мне ее подарили. Подобные любимые вещицы есть у каждого человека: свои удобные тапочки, своя чашка, или любая другая мелочь, пустяк, но именно к ней лежит сердце. Наверняка, есть такие вещи и у вас.
Я недаром начала с ложки. Задумайтесь, в вашем доме каждый член семьи имеет свою персональную ложку или они все одинаковые и вы не делаете между ними разницы? Знаете ли вы, что на крестьянском Севере был свой небольшой культ ложки? Сегодня поговорим об этом неприметном, но крайне необходимом предмете со своей историей.
Школьники, забудьте о поцарапанных гнутых алюминиевых ложках из столовых, хозяйки, не думайте о своих парадных столовых приборах для гостей – речь пойдет о простой деревянной ложке.
Начнем с того, что старообрядческие традиции, столь сильные на Севере, предписывали каждому в доме иметь свою ложку. По сути ложка была одним из немногих личных предметов в обиходе крестьянина. Обычно эти столовые приборы хранились в плетеной из луба коробке «ложкарнице» («ложечнице»), которая висела на стене.
Ложечница, сплетенная из луба. Художник В. Поляков.
Отправляясь в дорогу, люди брали свои ложки с собой, и к чужому столу присаживались, не обременяя хозяев, и соблюдая своеобразную гигиену.
Не будем забывать, что в крестьянской традиции не было принято есть из тарелок. Все по очереди тянулись к горшку, миске или чугунку, который хозяйка выставляла в центр стола. И попробуйте только нарушить очередность – сразу можно было получить ложкой в лоб. Больно, обидно, эффективно.
Вывод – ложка в крестьянской семье выступала в роли действенного орудия воспитания. Но такую физическую расправу, как и порку, можно отнести к крайним мерам в народной педагогике. Если в наши дни родители только что с бубном перед отпрысками не пляшут, то раньше, как правило, достаточно было одного косого взгляда отца, чтобы чадо угомонилось.
Ф.С. Журавлев. «Мачеха», 1874 г. Картина из собрания Саратовского художественного музея.
Есть у деревянной ложки особенность, с которой наши современники мало сталкиваются на своем опыте. Такой ложкой невозможно обжечься. Но зато можно обжечься самой пищей, поэтому на ложки дули и ели осторожно.
Скажите русскому человеку словосочетание «деревянная ложка» и он сразу представит яркую сувенирную поделку с хохломской росписью, крытую лаком. Да еще в руках у музыкально одаренного артиста из народного ансамбля. Спросите себя – у вас возникает желание есть такой ложкой? Едва ли. Сувенир и музыкальный инструмент, не больше.
Нет, наши прадеды ели другими ложками. Самодельными, сделанными кустарями – простыми, неокрашенными. Но и расписных среди них было очень много.
Больше всего в России были распространены «семеновские» ложки – мы их знаем как хохломские. Целый Семеновский уезд в Нижегородской губернии добывал себе пропитание тем, что резал и раскрашивал деревянные ложки – десятками миллионов в год.
Вот только те, прежние хохломские ложки, что расходились по рынкам России, существенно отличались от современных поделок. Годы возрождения народных промыслов на советских художественных комбинатах не прошли даром… Сравните дореволюционную хохломскую ложку и современную. Хохлома изменилась за сто лет не в лучшую сторону – если раньше главной чертой хохломских изделий был своеобразный эффект «позолоты» на дереве, то сейчас это не более чем конкретный цветочно-ягодный мотив.
Хохломские ложки. 19 и 20 век.
Ложки были разной формы и назначения: детские, баские (долговатые и тупоносые), носковые (остроносые), межеумки (нечто среднее по форме), чайные, тонкие…
Знакомое с детства выражение «бить баклуши» оттуда же – из ложкарного промысла. Наколоть чурбак на чурки (баклуши) – заготовки для будущих ложек, считалось делом самым простым. Это потом из баклуши вырезали ложку – сперва обтесывали ее, доводили до правильной формы, скоблили, шкурили и полировали.
Выделка ложек. Семеновский уезд, Нижегородская губерния. 1890-е гг.
Затем готовое «бельё» (белые ложки) подвергали сложному процессу росписи: покрывали раствором глины, льняным маслом, до четырех раз олифили, просушивали, грунтовали, расписывали красками, лакировали и нагревали при высокой температуре, закаливая. Это уже не «баклуши бить»…
Разрисовывание ложек. С. Хвостиково, Семеновский уезд, Нижегородская губерния. 1890-е гг.
Сто лет назад в России был поставлен рекорд - кустари произвели 170 миллионов ложек в год! Такое огромное количество объясняется популярностью этого бытового предмета, чья жизнь в доме не была долгой – ложки, которыми крестьяне тщательно выскабливали шершавые стенки горшков и мисок, довольно быстро стачивались.
Кустарные нижегородские поделки развозились по рынкам и ярмаркам России возами, а навстречу им, с Севера, путешествовали другие деревянные ложки. Зачастую их владельцы шли пешком, а сами ложки были бережно завернуты в платки и спрятаны за пазуху. Это были паломники со всей России, которые посетили Соловецкий монастырь и на память о своем паломничестве увозили такую своеобразную святыню – ложку.
Ложка «благословление Соловецкой обители».
Это были изящные деревянные ложки, на черенке которых вытачивалась миниатюрная «благословляющая рука» и красивым почерком писались слова: «благословление Соловецкой обители». Такие ложки для паломников делались Соловецким монастырем еще с 16 века. Вырезанием ложек занимались монахи, послушники, была своя ложкорезная мастерская. При этом монастырь еще и закупал ложки у крестьян соседних губерний – так был велик спрос на них у богомольцев.
Сто лет назад стоили эти памятные вещицы не дешево – 10-25 копеек, но паломники денег не жалели. В народе считалось, что монастырские ложки священны и есть ими очень полезно. Хотя многие предпочитали не использовать ложки по своему прямому назначению, а хранить на память.
В зажиточных домах северных деревень, чьи хозяева были хорошо знакомы с городским бытом, в начале 20 века на смену деревянным ложкам пришли металлические столовые приборы. Появились вилки, столовые ножи, яркий фарфор и фаянс. Для их хранения использовались красивые резные буфеты. Такие, как этот, что за спиной Дмитрия Владимировича Нагиева (на фото). Присмотритесь к его полкам – в их специальные прорези вставлены столовые приборы.
Фото со съемок сериала «Сонька - Золотая ручка» в д. Большая Сельга Олонецкого района. 2006 г. Из личного архива сотрудников Олонецкого музея.
В следующий раз, когда вам доведется взять в руки ложку, передавайте ей привет из прошлых столетий от безвестных ее предшественниц.
Екатерина Логвиненко