17 февраля 2015, 15:01

Епархия назвала скандальное выступление священника "сугубо личным мнением"

<p>Карельская Епархия опубликовала официальное пояснение относительно скандала, разгоревшегося вокруг выступления настоятеля Кижского прихода Павла Лехмуса.</p><div id="dc_vk_code" style="display: none;">&nbsp;</div>

В своем пояснении епархия обращает внимание на то, что священник высказал сугубо личное мнение, которое официальным мнением епархии не является.

Напомним, настоятель Кижского прихода Павел Лехмус на заседании общественного совета при музее Кижи выступил с неожиданной речью:

Мое, скажем, совершенно ясное понимание, что гораздо честнее, правильнее было бы все это убрать — гнилые деревяшки — и поставить новый храм, где будут службы идти. Я честно признаюсь, совершенно честно и откровенно.

- сообщил священник. Слова настоятеля вызвали неоднозначную реакцию членов общественного совета, а академик Вячеслав Орфинский назвал эти слова варварством.

Позже сам священник признавал, что высказывание было "не вполне корректным" сделанным им лишь для того, чтобы обратить внимание собравшихся на главную, с его точки зрения, проблему - отсутствие религиозных служб в храме в течение долгого времени.

По всей видимости, для Карельской епархии вопрос о начале работы Преображенской церкви как религиозного заведения, также является приоритетным. Вот как разъясняется точка зрения церкви на официальной сайте:

Почему слова священника, не имеющего никакого отношения к реставрации шедевра деревянного зодчества, вызвали поток критических высказываний в его адрес? А дело в том, что в бесконечных дискуссиях о реставрационных методах старинного храма, отпраздновавшего в прошлом году свой 300-летний юбилей, на задний план отошла главная проблема знаменитого музейного объекта. С тех пор, как в 1980—1983 годах в Преображенском храме были выполнены «противоаварийные работы с установкой внутреннего металлического каркаса для предотвращения возможного обрушения церковного здания», его внутренний облик стал недоступным людям. Даже кижские старожилы едва ли помнят, как выглядит их родная церковь внутри.

Об этом теперь приходится судить только по красочным описаниям в музейных проспектах и научных статьях. Вот, например, в одной из них сообщается о величественном внутреннем облике храма. «Огромные, залитые светом притворы, просторное помещение главного храма, широкие лавки вдоль стен... Ни ярких фресок, ни затейливой резьбы, ни цветных изразцов в интерьере храма нет. Вместо них — мощные бревенчатые стены, широкие доски половиц, массивные дверные косяки».

Не правда ли, впечатляет? Только можно ли надеяться, что при жизни нынешнего поколения храм откроется перед изумленным взором его посетителей во всей своей могучей красоте. Вполне вероятно, что можем и не дождаться! Потому что неизвестно, сколько еще лет продлится реставрация. Ведь ее процессу, как сообщают СМИ, постоянно мешают конфликты общественников с руководством музея. К тому же, в очередном отчете миссии ИКОМОС 2014 года музею снова рекомендован целый список поправок, связанных, в том числе, и «с сокращением издержек в реставрации и созданием условий для победы определенных подрядчиков». Если учесть, что в данном пункте рекомендации противоречат российскому законодательству о конкурсных процедурах на право выполнения работ, то уйма времени может уйти еще и на разрешение этих разногласий.

Так что же в таком случае можно назвать варварством? Горькие слова священника о недоступности прекрасного храма, воздвигнутого благоговейной рукой великих русских мастеров для своих потомков? Или все-таки нескончаемые чиновничьи баталии вокруг восстановления этой дорогой верующему сердцу святыни?

- сообщается в пояснении епархии.

Обсудить
40812