Не стоит полагаться лишь на зубную фею. Ответы главврача детской стоматологии
Лечение зубов – процесс деликатный. Особенно, если это зубки ребенка. И каждому родителю хочется, чтобы этот процесс был как можно менее болезненным, пугающим и изматывающим. В прошлом выпуске проекта «Паспорт поликлиники» портал «Петрозаводск говорит» наведался в детскую стоматологическую поликлинику карельской столицы, после – собрал вопросы читателей и отправился на разговор к главному врачу лечебного учреждения Ивану Белкину.
Вопросы, которые прислали наши читатели, касались, в основном, темы записи и самозаписи к врачам.
«Записаться нереально, в течение полугода достаточно часто "мониторила" сайт, с нулевым результатом. И звонок в регистратуру не помогает - городских не записывают, только из районов», - пожаловалась наша читательница. «Запись через сайт доступна только во вторник и четверг в 17.00. Буквально пять минут - и свободных номерков нет, их всего 3-4 к доктору», - посетовала другая.
По словам Белкина, на портал самозаписи отправляется около четверти номерков. Записаться реально – на две недели вперед, на первичный прием.
«Я вчера сам смотрел, возможность есть, мы не лукавим, - прокомментировал главврач. – В нашем учреждении обслуживаются дети действительно не только из Петрозаводска, но и из районов».
Иван Васильевич напомнил, что записаться к врачам можно тремя способами – по телефону регистратуры, через сайт и непосредственно в самой поликлинике – кому как удобней. «Иногда люди, возможно, не успевают записаться. Всегда есть возможность обратиться к заведующим, когда нужно попасть на прием».
«Хочется напомнить главному врачу, что не яркие рисунки на стенах, а неравнодушие к маленьким пациентам, их здоровью создают имидж учреждения», - так закончила свой комментарий, в котором рассказала неприятную историю визита в поликлинику, жительница Петрозаводска.
О ярких картинках на стенах Иван Белкин говорил долго и с удовольствием. «Ремонт делали четыре года. За это время поликлиника не была закрыта ни на день. Когда я пришел сюда, увидел унылые серые стены и неприглядные кабинеты. Сейчас нет даже пары кабинетов, в которых оформление было бы одинаковым. Это сделано и для детей, и для родителей, и для персонала, который здесь работает».
Ремонт, по его словам, был сложным. И не только потому, что зданию на Калинина уже около 40 лет. «Когда поликлиника начинала работу, условия были совершенно другими. Имеющихся площадей недостаточно, хотя задействовано буквально все. Делая ремонт, мы искали возможность разместить как можно больше врачей», - рассказал врач.
Тему равнодушия главврач стоматологии тоже раскрыл:
- Да, несколько лет назад были такие случаи, и мы каждый разбирали отдельно. И эффект был. В последнее время жалоб на отношение врачей к пациентам не поступает. Важно помнить – одно дело, когда речь идет о грубости, другое – когда родителям не хватает душевной теплоты. Часто родители воспринимают поведение врача чрезвычайно болезненно, потому что очень переживают за своих детей. Я хочу напомнить – если возникают претензии или недовольство, нужно обратиться к заведующим. Наши заведующие не принимают ни сторону врачей, ни сторону пациентов – они объективно разбираются с проблемой.
«Может, в поликлинике тоже с докторами беда, поэтому на прием и не попасть? Наймите еще стоматологов, в мединституте же их учат», - предложил читатель портала «Петрозаводск говорит».
Сейчас в штате поликлиники – около 36 врачей различных специализаций. «В Карелии стоматологов не учат. Поэтому мы либо приглашаем целевиков, либо привлекаем специалистов из других регионов, - объяснил Белкин. – Наши сотрудники выезжали в Архангельск, чтобы пообщаться со старшекурсниками-стоматологами, заинтересовать их работой в Карелии. Могу сказать, что пятеро студентов проявили интерес». Сейчас в стоматологической поликлинике Петрозаводска работают специалисты из Воронежской, Волгоградской областей и даже – из Луганска.
«Становится понятно, что из-за нехватки специалистов запись к ортодонту – это вообще из разряда чудес», - еще один комментарий, на ту же тему записи к врачам.
Как заверил нас главный врач, в скором времени попасть на прием к вышеозначенному врачу будет проще. К трем ортодонтам, работающим сейчас, присоединятся еще два специалиста. Записаться к врачам можно первого числа каждого месяца по телефону регистратуры или в поликлинике.
«Почему надо вначале записываться на осмотр, а потом на лечение?! Если я конкретно вижу кариес в зубе…», - негодует еще одна мама на нашем сайте.
«Осмотр – это ревизия всей полости рта, - отвечает Белкин. - Доктор определит, к какому специалисту нужно обращаться, составит план лечения, ведь часто родители, увидевшие явный кариес, не замечают других проблем. Потому что мамы и папы – не стоматологи».
Родители интересуются – можно ли прийти на прием в поликлинику без направления педиатра.
«Для того, чтобы записаться на прием к стоматологу, хирургу или ортодонту, направление от педиатра не нужно», - заверил Белкин.
Интересуются наши читатели и практическими вопросами. В частности, тем, каков объем бесплатных услуг в поликлинике.
Как рассказал главный врач, дети могут получить бесплатно почти все услуги, за исключением установки брекетов или особенных современных пломб.
Взрослые тоже могут лечиться в детской стоматологии. Правда, только за деньги. Зато – у врачей, которые найдут подход даже к самому боязливому пациенту. Конечно, психолог давать потрогать стоматологическое зеркальце взрослому пациенту не будет. Но если отдаваться в руки дантиста не просто страшно, а страшно до потери сознания, можно обратиться к взрослому психологу.
Кстати, Иван Белкин указал на неточность в нашей публикации, исправляемся. Чтобы подготовить ребенка к посещению стоматолога, можно записать его к психологу, работающему в поликлинике. Психолог оказывает услуги бесплатно. Либо до приема у зубного, либо, если дело совсем плохо – непосредственно в кабинете врача. Куда, кстати, родителей пускают беспрепятственно. Кроме тех случаев, когда речь идет об удалении зуба, ведь это – хирургическая манипуляция.
«Хочется узнать, могу ли я сама выбрать врача для ребенка или должна идти на прием, к кому запишут?», - интересуются на сайте читатели.
По словам главврача поликлиники, выбор врача – дело сугубо личное, и никто ограничивать пациента в этом выборе не станет: «У нас есть несколько видов приема, врачи работают по всем без жесткой привязки. Если у врача есть свободное время для приема пациента, к нему можно записываться».
«С какого возраста нужно посещать врача?», спрашивают родители.
- Общение со стоматологом в поликлиниках начинается с девятимесячного возраста ребенка. С полутора лет рекомендую навещать стоматолога раз в шесть месяцев, даже если ничего не беспокоит. Это позволит обойтись без серьезного лечения и удаления зубов.
Уже традиционно мы попросили главврача лечебного учреждения дать рекомендации родителям.
Первое, о чем попросил Иван Васильевич – не пугать детей стоматологами.
«Лечение зубов – это совместная работа врача и родителей. Нужно помогать доктору, объясняя заранее ребенку – куда и зачем нужно идти, что будет происходить на приеме. Я убежден, что страх перед зубными врачами закладывается в детстве. Многие взрослые, имевшие в детстве болезненный опыт, проносят страх через всю жизнь. И даже теперь, когда лечение стало гораздо менее болезненным, продолжают боятся. Дети, которых родители подготовили заранее, ходят к врачам с удовольствием, без страха. Многие малыши боятся зубных не из-за болевых ощущений, а просто потому что не понимают, что происходит, зачем им это нужно.
Кроме того, Белкин настоятельно рекомендовал лечить, в случае необходимости, молочные зубы. Если зуб выпадет до своего законного срока, может возникнуть скученность зубного ряда. А это – уже другой уровень лечения – у ортодонта. Причем лечение будет долгим.
Напомнил наш собеседник и о том, что в поликлинике лечат не только зубы, но и слизистую. Поэтому если ребенка беспокоит стоматит или гингивит, специалисты лечебного учреждения тоже придут на помощь и избавят от боли.
Еще одна рекомендация – сохранять спокойствие. «Родители иногда реагируют на происходящее в поликлинике чрезмерно остро. Если возникают какие-либо вопросы или претензии, можно обратиться к заведующим. Они помогут, подскажут и разберутся в ситуации.