Галина Васильева: «Деловая одежда для школьников должна быть удобной и качественной»
В России необходимо создать сеть специализированных магазинов по продаже школьной формы. Такое обращение на имя министра образования РФ Дмитрия Ливанова подготовила депутат Законодательного Собрания Карелии Галина Васильева (фракция КПРФ).
Известный в республике педагог, директор петрозаводского лицея № 13 Галина Васильева не понаслышке знает, как много факторов влияет на здоровье детей. Один из важнейших – качество детской одежды. Школа – именно та территория, где государство способно максимально обеспечить контроль над выполнением требований, которые сегодня предъявляются к одежде для детей и подростков.
– Галина Васильевна, давайте начнем с того, зачем вообще нужна школьная форма. В середине 90-х ее официально отменили. Хотя многие школы, помню по собственному опыту, еще раньше стали отказываться от единообразных коричневых платьев для девочек и синих костюмов для мальчиков. Но затем образовательные учреждения все чаще стали возвращаться к идее школьной формы в том или ином виде. Почему?
– Я думаю, это вполне логично. Школьная деловая одежда – это ведь не изобретение советских времен, она существовала в России с 1834 года.
Как и любая форма, она дисциплинирует, воспитывает в детях представление о деловом стиле одежды в целом, способствует сплоченности коллектива, выработке в учениках ощущения общности.
Школьная форма может и должна быть визитной карточкой образовательного учреждения. Подчеркну – речь идет не об униформе, а именно о деловой одежде для школьников, когда есть выбор в большом ассортименте товара, когда можно учесть предпочтения детей, их родителей по фасонам, цвету и т.д.
Школьная форма может быть визитной карточкой образовательного учреждения
– Сейчас в нашей стране вообще как-то регламентируются требования к школьной форме?
– Федеральный закон об образовании относит установление требований к одежде обучающихся к компетенции образовательной организации. В Карелии, помимо этого, принято постановление правительства, в котором говорится, что школьная одежда должна соответствовать нормам делового стиля одежды, иметь светский характер, соответствовать санитарно-эпидемиологическим правилам и нормативам. Эти нормативы в свою очередь установлены федеральными документами, например техническим регламентом «О безопасности продукции, предназначенной для детей и подростков», санитарными правилами «Гигиенические требования к одежде для детей, подростков и взрослых, товарам детского ассортимента и материалам для изделий, контактирующими с кожей человека».
– То есть законы и правила есть, в чем же тогда проблема?
– Проблема в том, что, по сути, когда три года назад понятие школьной формы было вновь введено, в регионах, муниципалитетах и общеобразовательных организациях очень быстро были приняты регламенты, положения…
Но никто не сказал родителям, а где они могут купить качественную школьную одежду?
Например, родители учеников начальной школы нашего образовательного учреждения, как и прежде, организованно заказывают для детей форму в одних и тех же швейных компаниях, которые уже много лет занимаются пошивом деловой одежды для школьников.
Но вот для учеников средних и старших классов эта проблема практически не решена. Здесь диалог школы и семьи часто заходит в тупик. Где и во что можно одеть школьника? Есть ли широкий выбор деловых костюмов для подростков и старшеклассников? Кто вообще должен заниматься этими вопросами? Много раз органы самоуправления нашего лицея поднимали эту проблему, но к единому мнению прийти не могли.
– Из того, что вы сказали, понятно, что фраза «главное, чтобы костюмчик сидел», это не исчерпывающее требование к школьной форме. Безопасность для здоровья детей все-таки должна быть основным критерием. Если он нарушается, какие могут быть последствия?
– Наш лицей много лет занимается проблемой здоровьесбережения, поэтому знаем, что нельзя обсуждать вопросы приобретения школьной формы без связи с качеством одежды для школьников и здоровьем детей. По данным Роспотребнадзора, анализ заболеваемости в стране свидетельствует о прямых причинно-следственных связях между качественными показателями одежды и заболеваниями кожи (контактный и атопический дерматиты) и простудными заболеваниями (грипп, острые респираторные заболевания, заболевания органов дыхания). Эти недуги в структуре общей заболеваемости детей и подростков занимают ведущее место.
Все знают, сколько двигаются дети и как часто во время игр бегают, прыгают, падают и т. п.
Исследования ученых доказали, что через поверхность кожи выделяется около 4,5 литров углекислого газа, а повышение температуры воздуха и интенсивная физическая работа увеличивают газообмен через кожу в несколько раз. По этой причине часто самочувствие ребенка ухудшается, а взрослым иногда и невдомек причина недомогания детей.
Школьная форма, как и другая одежда, должна обеспечивать достаточную вентиляцию пространства под одеждой.
При производстве одежды и обуви преимущество должно отдаваться натуральным материалам. Например, раньше на рынке не существовало детской одежды из синтетики, она шилась из натуральных тканей – хлопка, шерсти, шелка. Наряду со льном они считаются самыми безопасными для здоровья.
В погоне за прибылью некоторые производители не останавливаются ни перед чем, нарушают санитарно-гигиенические нормы.
Опасность кроется в том, что родители школьников как покупатели не всегда в состоянии самостоятельно определить в тканях тот вредный состав, который может вызывать кашель, удушье и потерю аппетита у детей.
Искусственные материалы значительно дешевле натуральных. Производители одежды используют эти материалы в огромных количествах. Часто низкая цена изделий устраивает родителей школьников, но они, к сожалению, в этот момент забывают о здоровье детей.
– Может быть, не все забывают – просто кто-то не может позволить купить для детей более дорогую одежду из качественных материалов?
– Разумеется, и это тоже. Именно поэтому недавно Совет лицея подсказал мне идею обратиться к министру образования и науки России Д. В. Ливанову с предложением организовать сеть специализированных магазинов по продаже школьной формы российского производства. Благодарна коллегам из нашего парламентского комитета по образованию, культуре, спорту и делам молодежи, которые соответствующее мое обращение поддержали и рекомендовали Законодательному Собранию одобрить его на ближайшей сессии.
В этом обращении, в частности, говорится, что сейчас взаимодействием со школами швейные предприятия занимаются самостоятельно. Но многие руководители образовательных организаций опасаются возможных обвинений, подозрений и других проблем, поскольку нормативное регулирование по централизованным закупкам школьной формы школами отсутствует. При этом из-за изменения курса рубля продукция отечественных производителей стала более конкурентоспособной на рынке. Им остается ждать от федеральных органов власти решений, которые позволили бы эффективно обеспечивать потребителей школьной формой.
Возможно, это должна быть мера государственной поддержки, которая бы снизила себестоимость производства школьной формы. И, соответственно, сделала бы качественную деловую школьную одежду российского производства более конкурентоспособной по цене.
Конечно, чтобы создать сеть специализированных магазинов, соответствующие предприятия по пошиву школьной формы должны получить государственный заказ на ее изготовление. И это, кстати, потянет за собой развитие индустрии качественной детской одежды в целом. Много ли у нас сейчас дизайнеров детской одежды и обуви? Между тем, профессиональный стандарт дизайнера гласит: основная цель этого вида деятельности заключается в проектировании, конструировании и изготовлении одежды и обуви с учетом требований безопасности, детской возрастной физиологии и психологии, в том числе пола и возраста, гигиены детей и так далее.
Но для того, чтобы дизайн и производство детской одежды развивались, государство должно наконец-то обратить на это внимание и заняться активной поддержкой этой отрасли, для начала – в сфере школьной одежды. Очень надеюсь, что нас в Министерстве образования РФ услышат, и убеждена: инициатива актуальна не только для Карелии, но и для всех российских регионов.
Беседовала Кира Карцева