Десять юных петрозаводчан попали в ДТП за последние несколько месяцев
За 6 месяцев 2013 год на территории нашего города произошло 10 дорожно - транспортных происшествий, в которых пострадало 10 детей. К счастью, - ни один ребенок не погиб под колесами транспорта.
Но, тем не менее, в сравнении с показателями 2012 года наблюдается рост числа дорожно-транспортных происшествий с участием несовершеннолетних на 42,9 % (в прошлом году в первом полугодии было зарегистрировано 7 ДТП).
Попробуем разобраться в причинах «детских» аварий.
Кто виноват?
Вина детей. По статистике в подобных авариях чаще виноваты водители, но в 2013 году 7 детей получил травмы в результате грубого нарушения Правил дорожного движения, то есть по собственной вине.
Это, в первую очередь, ситуации, когда школьники переходили проезжую часть в неположенном месте (5 человек), причем подчас неожиданно выбегали на дорогу прямо перед движущейся машиной. Один нарушил ПДД, управляя скутером, еще один попал в ДТП во дворе.
По вине водителей получили травмы 3 ребенка. Из них один ребенок пострадал в качестве пассажира. Существует проблема несоблюдения правил при перевозке пассажиров. Вина за это целиком и полностью лежит на взрослых. Водитель ОБЯЗАН предпринять все возможные меры безопасности для пассажиров, которых он перевозит. Случаев, когда ребенок был травмирован, находясь в машине в детском кресле или ином специально оборудованном устройстве, в Петрозаводске НЕ ЗАРЕГИСТРИРОВАНО. Второй случай произошел в дворовой территории при движении задним ходом, третий - на регулируемом перекрестке в зоне пешеходного перехода
Динамика числа пострадавших в ДТП несовершеннолетних за 2006-2013 г.
Где происходят аварии
Улица Дзержинского, улица Нойбранденбургская, проспект Первомайский – улица Московская, бульвар Интернационалистов, улица Петрова, улица Архипова, улица Дружбы, улица Гвардейская, улица Островского – улица Лежневая, проспект Карла Маркса – улица Кирова
На основании территориального анализа, наибольшее количество ДТП – 3 случая – произошли в микрорайоне «Ключевая».
В трех случаях это были перекрестки (2- нерегулируемые, 1- регулируемый), в семи - улицы.
Возраст пострадавших
4 - дошкольника, 3 - начальное звено, и 3 - старшее школьное звено.
Отметим, что всегда особую обеспокоенность приносили школьники среднего звена (5-6 –е) классы. Обладая достаточной самостоятельностью, дети этого возраста в силу своих морально - физических особенностей развития не могут правильно оценить опасность дорожной ситуации. В этом году школьники этого возраста в аварии не попадали.
Наиболее аварийными месяцами и днями неделями стали:
Апрель, май и июнь (по три ДТП). Это объясняется тем, что с наступлением теплого времени года увеличивается количество машин на улицах города, начинается отпускной период и летние каникулы, дети и взрослые больше времени проводят на улице.
Больше всего было совершено ДТП в понедельник и во вторник.
Самое аварийное время для несовершеннолетних в 2013 году – период с 16 до 18 часов.
В 5 случаях несовершеннолетние были в сопровождении взрослых (пешеход 4 лет, пешеход 6 лет, пешеход 6 лет, пешеход 2 лет, пассажир 15 лет).
Выводы:
1. В 2013 году 70 % от общего количества пострадавших в ДТП детей попадают в ДТП из-за своей невнимательности, пренебрежения элементарными правилами осторожности, незнания основных правил дорожного движения для пешеходов. Причем, это дети, учащиеся 3-4-х классов и подростки 7-9 классов.
Конечно, налицо тот факт, что родители не уделяют должного внимания к воспитанию у своего ребенка навыков безопасного поведения на дороге. Существует распространенное мнение - есть школа и ГИБДД - пусть учат. Мнение, справедливое лишь отчасти. Необходимо учитывать, что по учебному плану с 5 класса тема по ПДД в рамках урока ОБЖ занимает лишь 3 часа в год. А в начальном звене ПДД преподаются через другие предметы – «окружающий мир», «физкультура» и так далее.
Инспектор ГИБДД контролирует преподавание ПДД, в основном, в рамках внеклассной работы, и не может вести индивидуальные занятия с КАЖДЫМ ребенком.
Только у родителей есть возможность ЕЖЕДНЕВНО напоминать ребенку о необходимости вести себя на дороге правильно, при этом самим не нарушая ПДД (в качестве пешехода, водителя, перевозящего ребенка и т.д.). А родители сами нарушают ПДД, о чем свидетельствует тот факт, что в половине случаев, когда происходили ДТП с несовершеннолетними рядом находились взрослые.
2. В половине случаев ДТП произошли на улицах и низкой интенсивностью транспортного потока. Привыкая к мнимой безопасности (мало машин на дороге) несовершеннолетние теряют бдительность, воспринимая проезжую часть, не предназначенную для перехода, как безопасный участок дороги. Специалисты приравнивают эту ситуацию к дорожной «ловушке - «пустынная улица».
3. С наступлением теплого времени года необходимо больше времени уделять воспитанию у детей навыков безопасного поведения на дороге, так как они больше времени проводят на улицах и в качестве пешеходов, и в качестве велосипедистов.
Предупредить ДТП с участием несовершеннолетних возможно и необходимо. В 2006 году за полгода было зарегистрировано 27 ДТП с несовершеннолетними. И это семь лет назад, когда в Петрозаводске было гораздо меньше транспорта, чем сегодня.
Научить ребенка быть внимательным на дороге – намного проще, чем пережить его боль и страдание, связанные со страшным днем, когда он не успел дойти до безопасного тротуара…
Елена Есетская
Госавтоинспекция Петрозаводска