31 августа 2014, 12:00

Что делать, чтобы школа не была в тягость: советы родителям

Интервью с психологом накануе начала нового учебного года.

Начался новый учебный год. И снова – ранний подъем, уроки, домашние задания... Пройдет несколько недель и ребята войдут в привычный ритм школьной жизни. А вот самым юным ученикам, первоклашкам, придется потруднее, ведь для них начался новый этап. Как сделать так, чтобы школа не стала для них тяжелой обузой и чтобы родителям не пришлось услышать от своего заплаканного ребенка: «Не пойду больше в школу!»? Об этом рассказала Наталья Носкова, директор петрозаводского Центра психолого-медико-социального сопровождения.

От месяца до года

– Наталья Анатольевна, первое время для первоклассников – самое трудное: новые лица, новые требования… Адаптироваться к изменившимся условиям и взрослым бывает непросто, что уж говорить о 6-7-летних детях...
– Адаптация первоклассника к новым условиям связана и с физиологическими процессами, и с психологическими особенностями. У одних это время длится всего лишь месяц, у других - целую четверть, а у третьих и вовсе может растянуться на весь первый учебный год. Многое зависит от индивидуальных особенностей самого ребенка, от того, насколько он готов к школе.

Девочки, как правило, адаптируются к новым условиям легче и быстрее, у мальчишек этот процесс происходит сложнее.

Но если в течение года ребенок не приспособился к новым требованиям и условиям, то, возможно, речь идет об обратном процессе – «дезадаптации». И это повод обратиться к специалистам.

– Как могут помочь родители своим детям?
– Самое важное и необходимое для ребенка любого возраста, а для первоклассника особенно – это правильный режим дня. Большинство родителей знают это, но на практике довольно трудно убедить, что многие трудности обучения, ухудшение здоровья связаны именно с нарушениями режима. Тут важно не просто составить режим, главное - его соблюдать. Нельзя требовать от ребенка организованности и самоконтроля, если сами родители не в состоянии соблюдать ими же установленные правила.
Любой процесс адаптации, даже, если он протекает спокойно, это всегда стресс для организма. Поэтому очень важно, чтобы первоклассник, да и любой школьник имел полноценный сон. Многие родители отмечают, что дети, придя домой из школы, ложатся спать днем – таким образом организм восполняет потраченную энергию и восстанавливает защитные силы организма.
Важная задача родителей на этапе адаптации –  научить ребенка самостоятельности.
Первые шаги вы должны сделать вместе с ребенком, а не за него. Учите ребенка организовывать пространство. Помогите правильно сесть, распределить учебники, тетради, письменные принадлежности таким образом, чтобы ничего не мешало и не отвлекало его внимания.

Дайте ребенку время! Не делайте за него то, что он может сделать сам. К примеру, если первоклассник «долго возится», собирая портфель, но делает это самостоятельно, его нужно поощрять, а не подгонять и не перехватывать инициативу. Ваше терпение будет вознаграждено в будущем самостоятельностью ребенка.

Не стоит приучать сына или дочь к вашему непременному присутствию рядом во время подготовки домашнего задания. Скажите, что вы придете на помощь, если возникнут какие-то трудности, и оставьте первоклассника спокойно заниматься. Покажите, что доверяете ребенку, ведь он уже школьник – ответственный и самостоятельный.

Для успешной адаптации родители должны обязательно обратить внимание на достижения ребенка. Похвалить, подчеркнуть, что они очень гордятся им. Возможно, похвастаться его успехами перед окружающими – разумеется, в присутствии ребенка.

– В первом классе дети безоговорочно верят своему учителю, нередко даже больше чем родителям...
– Учитель для первоклассника – авторитетный человек, который значит для ребенка действительно много. Старайтесь относиться к этому с пониманием. Не говорите плохо об учителях и школе при ребенке, не подрывайте авторитет учителя. Если вас что-то не устраивает, обратитесь к учителю напрямую, не выливая свои негативные эмоции на ребенка. Подрыв авторитета учителя может в будущем стать причиной школьной дезадаптации, проблем с успеваемостью, конфликтов.

Дополнительные занятия: важно выбрать правильный момент

– Многие записывают первоклашек еще и в спортивные секции, музыкальные школы, кружки. Правильно ли это? Может, лучше год подождать?
– Для того, чтобы ответить на этот вопрос, необходимо тщательно взвесить все «за» и все «против» дополнительных занятий.
Для начала рассмотрим «За»:
1. Помещения в детских клубах, развивающих центрах, спортивных секциях обычно оборудованы по вкусу и потребностям детей. Там много игрушек, игр, спортивного снаряжения и принадлежностей для творчества. Такая смена обстановки без сомнения пойдет ребенку на пользу, ведь там они не обязаны сидеть по 40 минут за партой, там им предоставляется свобода действий.
2. В секциях и кружках, дети обычно выбирают себе дело по душе. Школьная умственная деятельность будет заменяться физической или творческой.
3. Кружки и секции – это наиболее верный способ организации досуга ребенка. Под присмотром руководителя  ребенок будет находиться в большей безопасности, чем с ребятами на улице.
4. Дети в кружке имеют много общих интересов, что позволяет им общаться и дружить. Общение в маленьких группах детям дается намного проще, чем в  большом школьном коллективе.
5. Ребенок, который посещает кружки и секции становится более самостоятельным. Он делает множество вещей сам: запоминает расписание занятий, запоминает, что нужно принести, сделать дома и как распределить своё время, чтобы все успеть.
Есть и аргументы «против»:
1. Внешкольные занятия требуют дополнительного времени. Но каждому ребенку необходимо время на отдых.
2. Также это дополнительная нагрузка на ребенка. При выборе кружка необходимо учитывать и нагрузку школьную (количество предметов и домашнего задания). Для первоклассника в неделю вполне хватит и часа внешкольных занятий.
Количество «за» значительно превышают «против». Это и понятно. В Петрозаводске достаточно кружков и секций, куда можно отдать своего ребенка. В районах, быть может, немного меньше, но условия для дополнительного образования тоже есть. Спросите ребенка, куда ему хочется ходить и что делать. Вместе вы сделаете правильный выбор.
Занятия в кружке, спортивной секции способствуют повышению самооценки. Посещая секцию, музыкальную школу, заниматься в которой действительно интересно, даже самый неуверенный в себе ребенок обязательно добьется успеха. Пусть небольшого, но очень важного для него. Эта маленькая победа укрепит веру ребенка в себя, в свои силы. Он станет более уверенным.
Но обратите внимание, что не стоит сразу же после начала обучения в первом классе куда-то «записывать» ребенка. Пусть сначала привыкнет к школьной нагрузке. Исключением являются только те секции и кружки, в которых он уже занимался до поступления в школу.
Лучшее время для выбора кружка — это второе полугодие или второй класс.

– Неуверенным в себе детям помогут родители, учителя, школьные психологи. На чью помощь рассчитывать родителям, если все же у их ребенка возникли трудности?
– Бесплатные консультации родители могут получить у специалистов нашего центра – с 1 сентября мы располагаемся по адресу: ул. Балтийская, д. 4. Кроме этого, на сайте центра (pmsscentre.ru) размещены материалы, которые полезны родителям не только первоклассников, но и школьников более старшего возраста.
Желаю всем первоклассникам успехов, новых встреч и новых открытий. Родителям же хочу сказать: любите своего ребенка, верьте в него, будьте терпеливы, и тогда у него обязательно все получится!

Кстати

Уроки, спортивная секция, музыкальная школа...Как понять, что ребенок перегружен?


Признаки, переутомления, характерные не только для первоклассников, но и ребят постарше:
 - ребенок худеет
 - часто жалуется на плохое самочувствие, головные боли
- изменяется артериальное давление
 - у него синяки под глазами
 - беспокойно спит и плохо ест
 - могут появиться навязчивые движения: подергивание мышц лица, нервные покашливания
 - ребенок грызет ногти
-  появляются запинки в речи, заикание
 - пропадает интерес к знаниям, любовь к школе и учителям.