Активистку движения против оптимизации школ Заонежья наградили медалью «Патриот России».
Но если работа с детьми замечена и оценена, то ее общественная деятельность встречает явное неудовольствие местных чиновников.
На недавнем заседании оргкомитета «Победа» были вручены награды – памятные медали «Патриот России» большой группе наших земляков. Валентина Сукотова – среди награжденных. Памятную медаль — правительственную награду Российской Федерации — ей вручили за большие личные достижения в патриотическом воспитании.
Но в этом году Валентина Сукотова на передовой не только в воспитании школьников. Она – один из главных участников волнений в Заонежье против оптимизации школ.
Она коренная заонеженка. Работала в школе в Петрозаводске, а когда вышла на пенсию, уехала на свою малую родину и стала учить ребят в Великой Губе. Разработала свою творческую программу, по которой занималась с учениками, придумала и воплотила уникальный проект «Федосовские чтения», посвященный не только творчеству и жизни знаменитой землячки, народной поэтессы Ирины Федосовой, но и всему Заонежью, его истории, культуре, традициям, людям...
фото газеты "Лицей"
Начинались они как школьные, а теперь это ежегодные республиканские научно-практические конференции, в которых принимают участие дети и взрослые, не только начинающие исследователи, но ученые Карельского научного центра РАН.
Вся наша работа держится на энтузиазме людей, без их помощи я бы одна ничего не сделала. Так что моя награда – общая, всех моих соратников, всех жителей Великогубского, Шуньгского и Толвуйского поселений,
- говорит Валентина Сукотова.
фото газеты "Лицей"
Она любит повторять «на благо родного Заонежья», во имя его и действует. Но не всегда эта работа сулит награды, ведь у каждого свое представление о том, что значит Родину любить...
Недавно вызывали в Медвежьегорскую районную прокуратуру,
— рассказывает Валентина Александровна.
— Это из-за летних и осенних волнений вокруг закрытия школ в Заонежье, где вы были среди противников оптимизации?
— Да, из-за этого. Речь шла об опасных последствиях оптимизации школ и о методах, которыми она была осуществлена. Еще перед началом учебного года, 28 августа, общественность Заонежья объявила собрание, на котором планировалось обсудить создавшуюся ситуацию со школами и последствия их слияния. Люди категорически не поддерживали слияние школ, некоторые в знак протеста собирались проигнорировать 1 сентября.
Глава Великогубского поселения Игорь Панкратов посчитал, что проведение этого родительского собрания без его одобрения — нарушение закона, и попахивает экстремистской деятельностью, а потому вызвал сотрудников силовых структур, которые не пустили людей в Дом культуры. Но люди все-таки собрались в жилом доме и приняли резолюцию, в частности, против закрытия школы в Ламбасручье.
Школа в Ламбасручье
На этом собрании была и я. Прокуратура, видимо, посчитала, что я и есть главный возмутитель спокойствия, организатор и виновник. Словно родители не имеют у нас собственного мнения.
Через некоторое время всех, кто был на собрании, стали вызывать на «беседы», по домам ходили люди в форме и угрожали штрафами, тюрьмой, лишением родительских прав. Словом, запугали людей. Под давлением они подписали необходимые чиновникам бумаги.
— И какая же сейчас ситуация с заонежскими школами?
— В прошлом году закрыли начальную школу в Космозере, в этом году — основную в Великой Ниве. Это же семимильные темпы. В Великогубской школе очень большие потери, сокращено семь учителей. И такая картина не только в Великой Губе, во всем Заонежье мы потеряли очень хороших педагогов. Практически ликвидировано дополнительное образование, то самое, которое и вело основную работу по патриотическому воспитанию. Но самое главное, нарушается закон «Об образовании».
— Каким образом?
— Сегодня в Ламбасручье остались основная школа и начальная, но все классы работают по принципу два в одном. Я была там в ноябре. Учителя говорят, что качество обучения страдает. Это и понятно: если раньше педагог-предметник на уроке непосредственно работал с классом 40 минут, то теперь 20 минут он тратит на один класс, другие 20 минут он работает с другим классом. А ученикам вообще-то надо сдавать экзамены, набирать баллы...
1 сентября 2015 года в Заонежье
Во всех школах, где соединили старшие классы, педагоги, особенно пенсионеры, говорят, что так работать не будут, доведут год и уйдут. Кто придет взамен — сказать трудно. Приезжих учителей мы вряд ли дождемся, поселить их негде, жилья нет.
К тому же у учителей увеличилась нагрузка и уменьшилась заработная плата, потому что, во-первых, сняты деньги за проверку тетрадей... Во-вторых, перестали доплачивать за квалификацию. Если раньше мы стремились получить более высокую категорию, то теперь такого стимула к самообразованию нет. И вообще, ликвидирован стимулирующий фонд. Поощрить учителя за какие-либо достижения, за творческую работу невозможно.
- Поднимался вопрос и с транспортной составляющей этой оптимизации. Есть проблемы с доставкой детей из отдаленных уголков, где закрываются школы?
- С подвозом в школу совсем ужасающая ситуация. Ребята проводят в дороге в два раза больше времени, чем предусмотрено нормами. У нас в школе всего один автобус, говорят, был еще в Великой Ниве, но следов его мы не нашли. Оставшийся единственный собирает школьников со всех окрестных деревень и везет в Великую Губу.
Дороги в Заонежье - еще одна преграда для школьного автобуса
Уроки начинаются в 9 утра. Так вот из Великой Нивы автобус уходит в 7.30, значит, встать надо еще раньше. По пути он сворачивает с главной дороги в Космозеро. Это 4 км туда и 4 км обратно. Потом поворот в поселок Больничный: 2 км плюс 2 км... И так по всем крючкам Заонежья. Дети в дороге почти полтора часа. Они приезжают в школу уже уставшими.
Жалко ребят из Полтеги. Я не знаю, во сколько они встают, в 6 или в 5 утра, потому что, когда школьный автобус привозит нас, они уже в Великой Губе, в школе.
Виноваты те, кто возмущается
На последней беседе в прокуратуре я говорила, что сейчас детей возят с грубыми нарушениями, но прокурор меня не слышит, - делится Валентина Сукотова. – Закроют школу в Ламбасручье, и придется еще 26 учеников возить по грунтовой аварийной дороге.
Валентина Сукотова уверена, что единственное, что от них добиваются власти, - не тревожить чиновников.
- Теперь идет работа по переводу стрелок, - продолжает она. – Спрашивают не с тех, кто нарушил закон, а с тех, кто посмел указать на это. Об этом хорошо сказал уполномоченный по правам человека в Карелии Александр Шарапов, отметив, что в Медвежьегорском районе явно переведены стрелки, отвечают не те, кто нарушает, а те, кто этим возмущается.