Наконец-то она нашлась. Книжка, которую действительно стоит прочесть. А я-то уже грешным делом переживала, что причина во мне: какой ни возьмешь бестселлер, даже отмеченный престижными премиями, а читать невозможно. Слева направо пробуешь, справа налево, с середины – не идет, хоть ты тресни. Может быть, обчиталась, мозг отказывается худ.литературу воспринимать? Однако книжка Эдуарда Веркина «Облачный полк», кстати, лауреат конкурса «Книгуру», показалась теплой даже на ощупь, стоило только взять ее в руки. Название не обмануло: про войну. Великую Отечественную. И как-то легко чтение пошло, как в детстве бывало — возьмешь интересную книжку и проваливаешься вслед за автором в его придуманный мир.
Итак, «Облачный полк». Зима 1942 года. Партизанский отряд воюет в лесах Псковской области. Партизаны «языков» берут, сельских старост, стращая их рассказами, какая им уготована участь, и зачем-то заставляют есть собственные ботинки, попутно ловят рыбу, интервью дают военному корреспонденту, которого заслали в леса специально, чтобы сфотографировать героев. Странные какие-то партизаны: водки не пьют, похабных анекдотов не рассказывают, по бабам не шастают, как будто не настоящие партизаны, а такие, какими их в «Библиотеке школьника» изображали в конце семидесятых. И вдруг, не сразу, понимаешь, что они же просто-напросто дети! Да, партизаны, но при этом дети, которым едва пятнадцать-шестнадцать лет стукнуло. Поэтому их война какая-то не совсем всамделишная. Нет, они убивают фашистов по-настоящему и поезда пускают под откос, только относятся к этому как к некой серьезной игре (а вовсе не выполняют взрослую работу, как написано в предисловии). И рассуждает главный герой Саныч вроде очень серьезно, но все равно смешно: «После войны каждому советскому человеку выдадут по немцу в помощники – пусть чинят, что наломали. Сама Германия нам не нужна будет, там ничего полезного нет, немцы уже все выкопали, но выкидывать тоже не надо. Мы туда наших переселим. С севера откуда-нибудь, они немцев быстренько правильно жить научат. Финляндию обратно присоединим – нечего с немцами дружить, Финская советская республика станет называться…»
Саныч — хозяйственный деревенский мужичок, который умеет выживать буквально в природе, а природа в свою очередь его кормит и укрывает. Это природное умение заставляет его совершать поступки, которые в свое время советская цензура наверняка бы вымарала. Так, раздобыв в деревне самогона, Саныч меняет его у немцев на шоколад и боевые гранаты, объясняя товарищу, что если немецким оружием пользоваться можно, то почему же нельзя есть немецкий шоколад, он раненым полезен… Немцы же никак не предполагают в мальчишках партизан, да и задача у немцев среди зимы практически такая же – просто выжить, для этого и самогон нужен, для сугрева.
Вообще, мир детства не знает смерти. То есть она, конечно, случается, но с кем-то, не здесь, лежит за пределами бытия. Возможно, еще и поэтому дети-партизаны такие отчаянно смелые. Будьте как дети – Христос, наверное, именно это имел в виду, что дети изначально бессмертны. Поэтому и ничего не боятся. Вдобавок герой наш Саныч еще и обитает в каком-то заповедном крестьянском мирке, населенном лешими и домовыми, что странно даже для его товарища, городского подростка: «Утром Саныч топил печку и грел в котелке воду. Саныч был бодр. Фуфайка на нем была почему-то вывернута наизнанку. Шапка тоже». Понятие о мире, лежащем за пределами его деревенского мирка, у Саныча весьма туманны. Вот как он, например, отзывается о романе Уэллса: «У англичан все микробы делают. Вместо того чтобы самим собраться и этих осьминогов поганых перебить, они это дело микробам поручили». Книжка вообще насыщена добрым юмором, который только подчеркивает трагизм зимы сорок второго года, и тем трагичнее гибель партизанского отряда и самого Саныча…
Интересно, что повествование ведется от лица героя, у которого, собственно, нет имени, тогда как у всех прочих есть. Герой – городской подросток, который ходит с Санычем в разведку и называет себя просто «я». А мы-то сами как себя про себя называем? Да уж не по имени-отчеству. Это безымянное «я» рассказчика сливается с я-читательским, и возникает впечатление, что это мы сами партизаним в псковских лесах и наблюдаем за Санычем. И от этого очень даже странно становится.
Эдуард Веркин по профессии – школьный учитель истории, некоторое время он действительно работал в школе. Возможно, поэтому мальчишки у него настоящие и диалоги живые. Честное слово, даже не хочется делать какого-то критического анализа этой книжки, потому что я прочла ее как обычный читатель. И даже в конце всплакнула, чего не случалось со мной очень давно. Я уже и представить себе не могла, что меня вдруг до слез тронет книжка.
Кстати, в самом конце выясняется, что Саныч – это же известный нам по советской юности пионер-герой Леня Голиков, партизанивший в псковский лесах. Вот это так сюрприз! Все мы про него слышали, и что, трогало нас? В том-то и дело, что нет. Потому что бронзовым он казался тогда, в памятник превратила его советская пропаганда. А тут вдруг Саныч – живой, наивный, смешной, поэтому и прошибает до слез. В книжке Саныч не превращается в памятник, которому салютуют пионеры. Да, именно: идут пионеры – салют Мальчишу! Он перемещается в Облачный полк благодаря одному деревенскому художнику, который вроде бы изначально знает, кому жить, а кому умереть. Облачный полк – отнюдь не выдумка автора, про него еще Александр Мень писал, что есть такой на небесах, куда после смерти уходят духовные подвижники, и они как будто бы щит держат над нашей родиной.
Только достойны ли мы этого щита – здесь, на земле?
Настоятельно рекомендую эту книгу к прочтению абсолютно всем, не только «детям от 16 лет», как написано в аннотации. В конце концов, все мы – дети от шестнадцати и старше. Книга есть на абонементе в Национальной библиотеке.
Яна Жемойтелите