«Мы такие, какие мы есть, и мы носим старомодную одежду. Немного поношенная, немного порванная… Проверьте шкаф, то, что ушло – возвращается», — поет Пол МакКартни в своей песне «Vintage clothes». Так и в изобразительном искусстве: что-то уже и немодно, но возвращается, и актуально сейчас, как никогда. Вот и некоторые вещи очень удивили меня на акварельной выставке Владимира Лобанова, открытие которой состоялось 21 февраля.
Вроде карельский пейзаж, где его только не увидишь, и сколько уже этюдов написано карельскими художниками, но тут он звучит на свой манер. В портретной живописи есть парадные портреты, а есть бытовые, изображающие крестьян и простых людей. Так и в пейзаже: некоторые художники любят творить только в нетипичную для севера погоду, когда тепло и солнечно, а есть такие, которые ищут красоту в привычном и, на первый взгляд, обыденном.
Объектом творчества Лобанова является повседневный северный пейзаж, пронизанный своеобразным томлением. В немецком романтизме даже было такое понятие – «sehnsucht», означавшее горесть желания, тоску. Вот это я и почувствовала, глядя в глубину бархатных тонов акварельной краски. Надо сказать и о гамме: она сближена, и этим достигается целостность и гармония в его пейзажах. Несмотря на то, что почти все они загадочные и размеренные, иногда автор словно будит зрителя ото сна яркой вспышкой краски.
Такой прием используют часто и музыканты. Кстати, из музыки художник больше всего предпочитает сэра Пола и даже имеет коллекцию его пластинок. А из литературы – мемуары русских художников. С книгами у автора вообще тесная связь, он их не только читает, но и оформляет. Причем самые разные, от «Калевалы» до альбомов про Карелию. Но вот что попалось мне на глаза и очень удивило.
Да-да, сборник стихов Цветаевой, но речь пойдет не о ней. В последнее время в социальных сетях стали очень популярны мрачные черно-белые картинки с переплетенными ветвями деревьев, это стало Интернет-мемом и называется общим словом «пост-рок». Многие музыкальные группы данного направления в таком стиле оформляют обложки своих альбомов. Так что данная выставка будет очень интересна молодежи, поскольку у Лобанова эта тема раскрывается в полной мере. Здесь и сеточка из веток деревьев, и лирика, и сияющая мрачность.
Творчество художника наполнено темой одиночества, большая часть работ изображает места, где сталкиваются маленький человек и большая природа. В нескольких работах есть символический подтекст, например, в работах с лодками. Лодка является символом переправы из одного мира в другой, а в христианской традиции – это символ спасения.
Лодки напомнили мне еще и фильм Джима Джармуша «Мертвец», где индеец по имени Никто путешествует в лодке с Уильямом Блейком. И здесь вновь я слышу музыку, сопровождающую пейзажи Лобанова, на этот раз – гитарное соло Нила Янга.
Творческие люди очень многогранны, поэтому всегда стоит искать ответ на вопросы, возникшие к трудам того или иного автора не только в его работах, но и в других сферах искусства. И если мы чего-то не понимаем, может быть, мы просто недостаточно слушали музыки, читали стихов, смотрели фильмов и редко бывали на выставках. А закончу я словами другого карельского акварелиста Георгия Иванова, произнесенными на вернисаже: «Акварельная живопись – это и рок-н-ролл, и джаз, и колыбельная…»