03 июня 2013, 13:28

Реальное искусство

Реальное искусство

Фраза Тертуллиана: «Верую, потому что абсурдно» — как никогда актуальна в наши дни. Для творцов всегда представляло особый интерес то, что не является предметом обыденного знания и логики, и что по сути — абсурд. Большое влияние на развитие «искусства абсурда» оказали ленинградские ОБЭРИУты, о которых как об объединении знают не все, но по отдельности фамилии Хармс, Заболоцкий, Введенский, Бахтерев — могут о чем-то напомнить, особенно людям, чьи детство и юность прошли в Советском Союзе.

В колхозе у нас
Есть колхозник Влас
И лодырь Мишка –
У каждого трудкнижка.
(Д. Хармс)

А среди молодых людей они известны немногим, и я была очень удивлена, узнав, что карельские молодые художники выбрали тему «Посвящение обэриутам» для своей выставки. Оказалось, что это была неслучайная случайность. Художники искали какую-то тему, которая бы объединила их выставку, задала контекст, а в этом году ОБЭРИУ исполняется 85 лет.

Эта выставка приятно поразила меня и уровнем экспонирования, и качеством работ, выполненных в разнообразных видах визуального искусства: видеоарт, скульптура, инсталляция, живопись, графика.

У некоторых участников «Посвящения обэриутам» уже были персональные выставки, а некоторые участвовали в выставке впервые. Один из новичков — Николай Кркалевский, выставил множество совершенно разных работ. Вот, например, эта скульптура из газобетона, современная по материалу, но архаичная по внешнему виду. «Она». Кто она? Это может быть и современница с тоннелями в ушах и африканский идол. В то же время, автор представляет корабль из челюсти, и это уже совсем другая история – ужасно романтичная и впитавшая из текста Заболоцкого особый смысл.

У художника есть и карандашные графические листы, затрагивающие, например, тему материнства, и опыты с поп-артом (слева). Другая участница — Евгения Лебедева, тоже частично использовала приемы поп-арта, совместив их с советскими мотивирующими плакатами, хохломой и фразами обэриутов на разноцветных бумажках.

«Господи, среди бела дня накатила на меня лень…». С этого текста начинается серия Юлии Шумиловой «Отражение». Но и по количеству произведений, и по тому, что она куратор этой выставки – её сложно назвать ленивой. Четыре белых, фактурных работы, в одной из которых вклеено небольшое квадратное зеркало. Это напоминает: на что бы ты ни смотрел, ты всегда смотришь внутрь себя.

Я поговорила с Юлией и о проблемах молодых художников. Несмотря на общий задор выставки, все художники работают у себя дома, поскольку мастерских нет. Сложно ваять скульптуры и экспериментировать с живописью в маленьких жилых помещениях, и очень грустно, что когда у людей есть и силы, и желание, и талант – нет достойных возможностей. Но ребята справляются, это заметно по количеству фактур, которые можно увидеть на выставке.

Любители видеоарта тоже не будут скучать, ведь для них постарались Наталья Егорова, Анна Данилова и Наталья Логинова. Текст, заполняющий белое пространство, обратный отсчет времени, лица и осы, переосмысление самовара. Видео всегда проще смотреть, чем читать пересказ. Были и фотографии в этой экспозиции, но на мой взгляд, они не вписались в общий «абсурд».

Важным аспектом творчества молодых авторов всегда выступает поиск собственного языка, стиля. И на этом пути почти все проходят в той или иной мере через копирование, повторение опыта предшественников. Игорь Фомин явно знаком с работами Фрэнсиса Бэкона, во всяком случае, такие ассоциации у меня сложились с его серией «На скамейке» (слева). Фиолетовые «Жильцы» Ольги Добряковой на самой дальней стене второго зала создают ощущение чего-то тайного, особенно в сочетании с летающими существами Антонины Юфа.

Левитируют и объемные буквы Ивана Смирнова, придавшие особый шарм выставке, и выступившие не только как самостоятельное произведение, но и как часть дизайна экспозиции. Мне в целом очень понравилась организация пространства. Искусство вышло за пределы периметра стен.

Большинство работ не являются прямой иллюстрацией к текстам обэриутов, и вполне вписались бы на любой выставке актуального искусства и без этого контекста. Текст служит для визуального искусства своеобразной одеждой, и эту одежду можно менять. Но в графических листах, посвященных «Новой анатомии» Хармса (А. Юфа) и инсталляции из кирпичей, посвященной поэту Олейникову (Н. Кракалевскй) — диалог с авторами был выстроен напрямую.

«Жена-корова —
Для тихого семейного крова.
Жена-стерва —
Для раздражения нерва»

Серия «Письма к другу» (Ю. Шумилова) — настоящее трогательное послание (вверху слева). Техника и силуэты явно напоминают «Розы» Сая Твомбли. Возможно, эти письма и правда ему? И в своем творчестве мы можем пересекать границы времени и общаться и с античными философами, и с ОБЭРИУтами, и с мэтрами актуального искусства?